«НАПЛЮЕМ ЛИ МЫ НА СВОЮ ДОЛЮ?»
...Валентин Распутин. В памяти
всплывают его творения: «Живи и помни», «Последний срок», «Деньги для
Марии», «Прощание с Матерой»... Нет, не деревенскую жизнь в ее узком
понимании узнавали мы из этих произведений, а жизнь, характер, дух народа.
Правда, узнавание это оказывалось не всегда приятным: восприятие всего
русского, как у любого честного художника, у Валентина Григорьевича
неоднозначное. На той встрече они разговаривали о национальном характере.
— Скажите, почему вот русский человек не хочет сам управлять страной?! Где
мы видели хотя бы одну область, где люди — добрые, умные — выдвигали бы
своего кандидата, талантливого да честного? Ничего подобного — так и будут
голосовать за абрамовичей и прочих залетных птиц.
— Сейчас русского усиленно скоблят со
всех сторон, чтобы отыскать и объяснить его недостатки дурной природой. И
получается: ни для чего-то доброго он непригоден, и уж, конечно, непригоден
управиться с собой. Позвольте, Абрамович выдвинулся в Думу от чукчей, русским он
как раз не доверяет. Не доверяет — значит, не рассчитывает их
одурить. Так же, как не доверяют им ни Березовский, ни Кобзон, ни другие
«бедные безродные». Значит, с политграмотой у русских становится лучше.
— Чего же мы их не двигаем во власть?! Взятка — это тоже привнесенная, не наша
национальная черта? Лучше грех на душу возьму, чем честно заработаю те же
деньги?
— Где в России найти работу и живые
деньги? Пол-России сидит без постоянной работы из-за разрушенного хозяйства,
в деревнях пенсию до последнего времени выплачивали крупой да солью. Может
быть, в Подмосковье на обслуживании бессчетного числа богачей, так? На живые
деньги скупаются дворцы на лазурных берегах и райских островах.
Рыба гниет с головы. Вы лучше меня
информированы и знаете, на какие доходы правящей российской камарильей
скупаются дворцы по всему миру и из какого теста лепятся Чубайсы. А уж на
старших глядя... При Столыпине взяточничеству в России была объявлена
беспощадная война, и эмигранты удивлялись разгулу взяточничества, в
сравнении с Россией, в Европе.
— Почему, что бы ни происходило в управлении нами, мы все безропотно терпим?
Если что не нравится — то измени! Что ж это за непротивление злу? Или,
может, и терпение стало производным от наплевательства на свою жизнь, от
лени изменить свою долю?!
— Не есть ли терпение — способ
убедиться в том, что нужно принимать такое решение, а не другое? Может быть,
долго запрягать — это совсем и неплохо? Нам с вами не дано знать, выигрышей
или проигрышей стоит это долгое запрягание. Наше запрягание, слава Богу,
кончилось. Вспомните выборгскую историю, когда рабочие вернули себе
украденный целлюлозный комбинат. Этот народный почин — как волевое действие
— не остался единичным. Так что — поехали!
— Сколько раз видела, как работает наш мужик. Надо перенести тяжесть, он так
нагрузит свою спину, что даже кряхтит. Еле-еле перенес, потом сел, хватается за
спину — сорвал ее уже давно, хватается за сигарету, матерится… Зачем так
надрываться — рывком, а потом час сидеть — отдыхать от того напряга? Можно же
было то же самое сделать помаленьку, без надрыва и долгого отдыха…Что с ним
такое?
— Да, русский человек не умеет беречь
себя. Пока он на ногах, к врачу не пойдет и о здоровье хлопотать не будет.
Он не умеет и ценить себя. В его спешке, в том, что хватается за самое
тяжелое, выбирает самое опасное, в неупорядоченной жизни есть какая-то
жертвенная струна, звучащая постоянно. Он словно бы обманут, ибо задумывался
Творцом и приходил в мир с иной целью, нежели предлагается здесь, и для
другой жизни, нежели сложилась на земле. Я не уверен, что устремлен он к
Царствию Божию, по грехам этого не скажешь, но к чему-то, помимо земного
пути, стремится, торопится жить и не принимает тесные формы жизни.
— Часто замечала, что и зарабатывать он не любит, словно и не нужны ему эти
деньги. Зовешь на какую-то работу — еле дозовешься…
— Культа денег у нас не было. Потому
что наша бедность стояла на богатстве, которое долго не давалось. Бедность
по-своему услаждает нашу душу, что видно и по народным песням, и по песням
духовным. Потому что позади у нас три века монгольского ига и почти три века
крепостного права, когда выделиться, зажить лучше окружения можно было или
прислужничеством, или нечестным промыслом. Позади у нас община и колхозы,
артели и бригады, где шел, в сущности, подушный расчет. (Каждому — по
серьге.) Наше чувство справедливости веками утверждалось общим благом,
вопросы землепользования решались миром, всеми. И психологию народа в два
счета ни долларом, ни общественным кувырканьем не переделать, она уходит
корнями в те глубины, когда только еще закладывался наш характер.
Нормальному, здоровому человеку хватало
скромного достатка. Это, кстати, необходимейшее нравственное и физическое
условие продолжения жизни человечества. Русский человек приходил к истине,
что хищничество убьет человека, что ограниченное право на богатство имеют
лишь те, кто способен многократно трудиться над восполнением нравственных и
духовных ценностей. Жалость к падшему, к бедному, к страждущему — эту черту
у нас не отнять. И поплачем вместе, и рубаху с себя снимем.
— Откуда идет загадочность нашей души? Почему мы так непонятны остальному
миру?
— Суть нашего характера — суть
географических, а также исторических условий. Максимализм нашей души — от
неоглядных просторов, испытующих желания и волю: нам или все, или ничего, на
половину мы не согласны. Оборотная сторона всякой положительной черты —
вероятно, от резкой смены климата, а отсюда — нередко затраченного впустую
труда. Наша порывистость — от необходимости успеть, уложиться в короткие
сроки. У нас и сама природа порывиста: рассветает за день, блекнет за ночь.
Завтрашний день у нас постоянно был ненадежен. За четыре века Русь двести
пятьдесят раз отражала внешние нашествия, за последующие пятьсот лет она
провела в войнах почти триста. Еще и в конце XVIII века на азиатских рынках
торговали русскими невольниками. Эта практика возобновилась сейчас в Чечне.
Занимая большие площади в Европе и Азии, мы не Европа и не Азия. Вторая
раздвоенность — психическая, между святостью и стихией, между небом и
землей. Третья: мы не рождены для материального порядка вещей, но и не
утвердили духовный.
Но если мы так прочны, так нравственно
безобразны, настолько не годны для соседства и дружбы, отчего ж тогда
десятки и сотни умнейших людей Европы искали утешение и видели надежду в
России? Почему душу, хоть и загадочную, ищут здесь? Не потому ли, что,
несмотря на все свои недостатки, отвечает русский человек главному замыслу
вообще о человеке? Один лесковский герой так и говорит: «А ты не грусти.
Чужие земли похвалой стоят, а наша и хайкой крепка будет».
Вот такой получился откровенный
разговор с Распутиным.
Наталья Желнорова
|