СЫН ВИИ АРТМАНЕ О РОССИИ
Раньше в родной Латвии Каспарс Димитерс был очень популярен — его песни звучали на
местном радио, концерты собирали залы. Теперь, в новой Латвии, о нём
предпочитают не вспоминать. Зато имя Каспарса часто встречается в российских
пабликах. Православный латыш, поэт, бард, сын любимой многими зрителями актрисы Вии Артмане, он всей душой с Россией. И за Россию.
«Сегодня «прилетела» такая песня: «Я
латыш, украинец и русский, пусть всегда будет Солнце и мы», — написал мне
Каспарс в письме по электронной почте. Сейчас на YouTube у этой композиции,
исполненной на русском языке живущим в русофобской Латвии латышом, уже десятки
тысяч просмотров:
Я родился в Союзе, где жили
В мире русский, украинец, латыш...
Но торжественно нас раздружили,
И теперь мы государство —мышь...
Всех стравили из былого Союза
И дружбу обратили в гнев.
И этот гнев с детсада до вуза
Всем песням тут главный припев...
Интернет-пользователи благодарили исполнителя за правду и смелость.
И на латышском и русском языках рассказывали свои истории.
«Эта песня про всех детей Советского Союза. Многие из нас родились
в смешанных браках... Я наполовину украинка, наполовину русская, родилась в
Узбекистане, по распределению попала в Туркменскую ССР. Мы не задумывались в
детстве, кто какой национальности».
«Родилась в СССР, мама после развода вышла вторично замуж за латыша
(на самом деле он наполовину эстонец, родившийся в Башкирии), так мы переехали в
Литву. Был один народ — советский. А сейчас нас делят на своих и не своих».
«Очень непросто в недружественной
обстановке открыто выражать свою гражданскую и человеческую позицию».
«Чувак по-настоящему крут. По музыке и манере исполнения — это не
бардовская песня из 1960-х, это настоящее. Такой манеры нет ни у одного
русско-поющего музыканта».
«Обращаюсь к тем, кто читает наши комментарии, а потом доносит на
Каспарса латышским властям. Так, по-вашему, демократия выглядит? Уже
преступление петь по-русски и для русских? Это не геноцид, по-вашему?»
И лишь один написал: «Да, Каспарс, теперь видно, что ты работаешь в
КГБ... Как же это низко — прикрываться христианством». Но стоит ли брать этот
ничтожный коммент в расчёт?
Болеть за наших
В июле бард посвятил песню погибшему в ходе СВО казаку. «Памяти павшего
христианина, проповедника веры и бойца Андрея Иванчука с позывным
"Кубань”, — написал Каспарс в соцсети. — Воскресни, воскресни! Позывной боевой
моей песни».
«Он удивительный человек, не боящийся выступать против... западнического
абсурда, — откликнулся российский писатель Захар Прилепин. — Я
предположил, что Каспарс втайне болеет за наших, но оказалось, что не втайне...
Песня удивительная, странная: по тексту понятно, что рядом с Каспарсом давно уже
мало говорят по-русски. Но этот чуть ломаный язык звучит так по-детски
пронзительно, что создаётся какой-то особый эффект. Спасибо за песню, родня!»
В другой песне Каспарс заявил: «Мы тут один народ — и латыши, и русские. В
беде победы нет, пока расколоты. Пусть латыши, как серп, пусть русские, как
молот!»
Как воспринимают барда Димитерса на его родине, догадаться нетрудно.
Известного в Латвии поэта и музыканта с «христианскими, консервативными, а также
прокремлёвскими взглядами» давно считают симпатизирующим России и даже агентом
Кремля. Он критикует порядки в стране, «вместе с супругой-единомышленницей
враждебно настроен по отношению к сексуальным меньшинствам». Латвийская пресса
прессингует исполнителя за пророссийскую позицию. «Стыд! Рашистские агрессоры в
восторге от Каспарса Димитерса!» — гласит заголовок газетной статьи. Фразы из
песни «Калаш как кадило!», «Иди на Голгофу» многим в Риге не дают спокойно
спать.
Все мысли — в песнях
Пару лет назад Димитерс принял решение не давать больше интервью.
«Невозможно в них сказать то, что и как думаю, что чувствую своим сердцем», —
сообщил он мне в электронном письме. Для себя 65-летний музыкант, большая часть
жизни которого прошла в Советском Союзе, сформулировал лозунг: «О чём не можешь
сказать в стихах, о том молчи. О чём не можешь молчать — скажи в стихах».
«Благодарю за оказанный в мою сторону интерес, — пишет Каспарс. —
Таня, я не политик, не экономист. Я просто бард. Всё, о чём и как думаю, в моих
песнях. В моём Ютьюб-канале 300 песен. И там не все. Особенно активно на русском
начал писать с начала искусственной "чумы”. В канале два виртуальных альбома на
русском, выложены они и на других платформах. С начала СВО в канале уже 8 песен
на русском. Сделай уникальный вариант интервью — задай вопросы моим песням, и
они тебе ответят».
Впрочем, и без вопросов отчётливо видно отношение Каспарса к
происходящему на Украине, на его родине и в мире. Например, в песне «Война за
детские души»:
...Борьба — это когда тебя ненавидят, Но ты продолжаешь любить, Когда
кончились силы, Но ты продолжаешь бить.
— Прости, но все везде только и говорят, информируют, прогнозируют,
предупреждают, пугают и т. п., — продолжает бард. — В стихах мало кто общается с
публикой, и публика охладела к поэзии. Мой самый близкий современный поэт
— военкор Анна Долгарева. После прочтения её статьи об «Урале» (позывной
экс-депутата из Челябинской обл. Александра Негребецких. — Авт.) я написал в
память о павшем «Песню Анны, или "Урал” и рыжий апельсин».
Дорога Каспарса к храму была трудной, долгой. С 8 лет баловался
сигаретами. В юности имел приводы в милицию. Потом стал зависимым от алкоголя,
но смог преодолеть недуг и пару лет пробыл в лоне лютеранской конфессии. Пока
однажды не попал на службу в Свято-Троицком Сергиевом монастыре в центре Риги и
не понял, что его дом — православие. Каспарса окрестили под именем Елисей.
Постепенно к вере пришли его жена, сыновья и дочь. А незадолго до
ухода в иной мир православной с именем Елисавета стала мама Каспарса —
кинокоролева Вия Артмане. Что ещё больше осложнило её положение в постсоветской
Латвии.
Сегодня Каспарс с женой живёт на хуторе. Почти отшельником.
Сочиняет песни, сидя у компьютера, тут же их записывает. Он удалил все свои
аккаунты в соцсетях: «Устал и вышел». У него нет больше ватсапа — вернулся к
кнопочному телефону.
— Прости за такой ответ, но я буду петь, говорить не буду, —
закончил своё электронное письмо православный латышский бард. — С уважением ко
всем, кто, как может, воюет против сил глобального зла...
|