АГНИЯ БАРТО – ЛЮБИМИЦА ДЕТВОРЫ
17 февраля исполнилось 120 лет со дня рождения Агнии Барто, детской
поэтессы и киносценариста. Первые сборники ее стихов – «Китайчонок Ван Ли» и
«Мишка-воришка» – были опубликованы в 1925 году. А в 1936-м вышли «Игрушки».
Вроде бы простые и незамысловатые стихи – «Мишка», «Бычок», «Зайка», «Мячик»
почему-то трогали душу и запоминались на всю жизнь.
Агния Волова родилась в 1901 году. Училась в гимназии и в балетной
школе. Затем поступила в хореографическое училище и после его окончания в 1924
году – в балетную труппу, где работала около года. Но балериной не стала. Зато
стала поэтессой. Писать стихи ей посоветовал нарком просвещения Анатолий
Луначарский. Он как-то умел разглядеть в человеке талант и даже, если верить
свидетельствам современников, мог предвидеть, как сложится его судьба. Так или
иначе, но с Агнией Воловой он не ошибся. Она вышла замуж за поэта Павла Барто и
вместе с ним написала несколько стихотворений: «Девочка-ревушка», «Девочка
чумазая» и «Считалочка». Брак продлился недолго, но фамилию она оставила и вошла
с ней в детскую литературу. Стиль ее был легким и лаконичным. Никаких
красивостей, лишних эпитетов. Но она умела находить такие точные слова, что
образы получались выразительными и трогательными.
Детство в стихах Барто – это именно советское детство. С золотым
кудрявым Лениным на рубиновой октябрятской звездочке, красным пионерским
галстуком, «Будь готов!» – «Всегда готов!». Так ли уж детям все это мешало? Были
ведь и дворцы пионеров, где можно было заниматься в самых разных кружках
(«Драмкружок, кружок по фото, хоркружок – мне петь охота, за кружок по рисованью
тоже все голосовали»). И дача в летние каникулы, и катание на лыжах и коньках
зимой, и походы в театр, и новогодние елки.
В своих «Записках детского поэта», вышедших в 1970-е годы, она задается
вопросом: «За что многие взрослые любят стихи детских поэтов? За улыбку? За
мастерство? А может быть, за то, что стихи для детей способны вернуть читателя в
его детские годы и в нем самом оживить свежесть восприятия окружающего мира,
открытость души, чистоту чувств?».
После войны Агния Барто стала посещать детские дома, читала стихи
сиротам. В 1947 году вышла ее поэма «Звенигород», посвященная детям, потерявшим
в войну родителей.
Ей написала женщина, потерявшая во время войны свою дочь. Попросила
помочь найти ее. Барто передала письмо в организацию, занимавшуюся поисками
людей. Им удалось разыскать пропавшую дочь. Об этом написали в газете, и в адрес
Барто хлынул поток писем с подобными просьбами. Так Агния Барто стала вести на
радио «Маяк» передачу «Найти человека». Это был титанический труд, полный
душевных затрат, ведь Барто сталкивалась с человеческими трагедиями. Но она не
бросала это дело и помогла многим людям обрести родных после разлуки.
Агния Барто писала не только стихи, но и сценарии к кинофильмам. Самые
популярные ее работы: «Подкидыш» (совместно с Риной Зеленой), «Слон и
веревочка», «Алеша Птицын вырабатывает характер».
|