УРАЛЬСКАЯ РУКОДЕЛЬНИЦА НЕ ВИДИТ СЕБЕ РАВНЫХ СРЕДИ РОССИЙСКИХ МОДЕЛЬЕРОВ
Занятный тренд: в кризис торговля чужим загибается, зато своим — процветает. А лучше всего "идет" экзотика: уральская мастерица вернула в моду даже кокошники.
Русская нарядная сказка
"Один кокошник я делаю не меньше месяца. Украшение на шею — неделя. Пара браслетов при срочном исполнении — несколько дней. Расшиваю бисером, камнями. Все в дело идет: вышивка, мех, бахрома, тесьма, кружево. Я люблю смешивать материалы, идеи и традиции". 28-летняя Любовь Михалева, дизайнер-самоучка из Первоуральска, что в Свердловской области, может говорить о своих работах долго и поэтично, поэтому просит останавливать ее, а то и на стихи перейдет:
"Возможно, это память предков дает мне право и возможность выдумывать новые сказки. И где? На уральской земле, где взялись за руки Европа и Азия, где намешано столько сказаний и кровей". Она действительно сочиняет собственные сказки, может, поэтому ее украшения и нельзя отнести к традиционно русским: "Славяне веками соприкасались с другими культурами, поэтому в моих "цацках" есть и цыганские, и восточные мотивы, привезенные иноземными купцами. Мои широкие браслеты и пояса, больше похожие на корсеты, в ансамбле с кокошником и узорным платком смотрятся органично в любой русской избе, в заснеженном русском лесу — и убедительно".
Люба не видит в России модельеров, равных себе: "Может, дело в том, что меня притягивают больше театральные, фольклорные и этнические мотивы, которые нечасто встретишь в повседневной одежде". Ее работы интересны иностранцам, редакторам глянцевых журналов, она — признанная звезда интернета: "А еще сейчас в тренде антикризисная программа, поэтому многие мои костюмы и украшения берут в аренду для съемок корпоративных календарей в русском стиле. Получается такая красота минувшего в современном прочтении. И здорово. Я не призываю всех носить кокошники и расшитую одежду. Но знать и ценить свою культуру, иметь возможность соприкоснуться с ней — это же интересно!".
Первый наряд — свадебный — Люба сшила себе сама: "Невеста в кокошнике — царевна, не иначе". Эту необычную свадебную фотосессию с женихом "Иваном-царевичем" заметили. Рукодельницу похвалила кандидат искусствоведения, воспитавшая многих учеников-стилистов, в том числе работающих сейчас на программе "Модный приговор": "Красавица и умница! Делает роскошные броши и волшебные пояса. И стиль свой, индивидуальный. И наряды самосшитые". Благодаря этим рекомендациям у Любы появились первые заказчики — все тот же "Модный приговор" почти в полном составе. Сейчас ее изделия заказывают стилисты со всей страны, модницы, артисты и даже один поэт-песенник.
"Зарабатывать на национальных символах можно и нужно! — уверенно заявляет декоратор.— Но речь не о дешевом сувенирном ширпотребе. А вот ручная работа искусниц вполне может постоять за себя на рынке". Роскошные вещи Любы берут в аренду для фото- и видеосъемок, для сценических выступлений.
Спрос и на кокошники
Несколько лет назад заказчики стали покупать браслеты-манжеты и вороты для себя. Теперь появился спрос и на кокошники. "Объемные, богато декорированные, нарочито сказочные — они могут украсить любую смелую девушку",— уверяет Люба, которая на Урале, похоже, стала законодательницей мод на этнические вещи. Изготовленные ею парные браслеты стоят от 3 тысяч рублей, все остальное — от 10 тысяч. Кокошник требует особого труда — это предмет большой, для него долго приходится подбирать материалы по цвету и фактуре, и самое сложное — решить техническую задачу, как эту конструкцию удержать на голове.
На одно украшение Любовь тратит от 100 рублей до нескольких десятков тысяч: "Бывает, покупаю в магазине материалы для украшений, а из кассы лезут двухметровые чеки! И это только материал! Но я больше беспокоюсь не о том, как это потом продать, а о том, как это красиво преподнести людям". Покупатели за украшениями Михалевой в очереди стоят, но Люба сразу предупреждает: ждать придется долго.
Поначалу свои украшения она вообще не хотела продавать: "Я была жадным фантазером, накапливала сундуки с сокровищами. А теперь мне хочется давать, и не только вещи, но и знания, умения". Девушка может самостоятельно организовать фотосессию: придумать идею, декорировать пространство, создать образ: "У меня в студии есть несколько импровизированных фотозон, которые можно использовать для фотосессий". Студия находится в Первоуральске, в местном дворце культуры. Здесь же Люба создает свои украшения, занимается с детьми хореографией и проводит мастер-классы по собственной технике вышивания.
"По образованию я хореограф и культуролог. И руководство танцевальным коллективом тоже приносит мне деньги. Хотя мои танцующие девочки оказываются на диво рукастыми и на мастер-классах по вышивке стремятся не уступать педагогу. Но если понадобится, я своим рукоделием одна смогу прокормить семью".
Муж относится к увлечению Любы спокойно, лишь ее мама ворчит: "Береги глаза". Она это говорит, кажется, с самого рождения дочери. А Любе сочетания цветов, рисунок, композиция были интересны с детства. Она не боялась носить "бабушкиные" юбки, бусы, смешную обувь, мечтала рисовать свои диковинные сказки, рвалась в художественную школу, но мама отдала ее на занятия танцами: "Не надо тебе рисовать, а то очки наденут". Поэтому художественного образования у мастерицы нет. Всему училась самостоятельно.
"Сейчас я смогу полностью нарядить одновременно примерно 20 человек и на всех будет головной убор: ободок, корона или кокошник, пара браслетов, нагрудное украшение, расшитый корсет или нарядный пояс. Все мои "сокровища" достанутся дочке, для ее "приданого" я расстараюсь особенно. Но главное — я мечтаю ей передать интерес к этому занятию, любовь к этнографии, фольклору, к нашему традиционному ручному труду, чтобы не боялась исколоть белые пальчики".
Наталья Радулова
|