КОЛЫБЕЛЬ НАДЕЖДЫ
Елена Котова - предприниматель из Перми, руководитель ассоциации управляющих компаний и федеральной социальной программы «Колыбель надежды». Количество спасенных ею детей приближается к сотне. Она поделилась уникальным опытом работы по возвращению детей в семьи.
Детский ящик или окно в жизнь?
Для тех, кто не знает, беби-бокс - специальное окно, где мать может оставить ненужного ей ребенка. По сути, это единственная анонимная альтернатива мусоропроводу-подъезду-сугробу, где младенец зачастую погибает. Рядом с беби-боксом указаны номера телефонов, куда женщина может позвонить, если надумает вернуть малыша. По словам психологов, бросают детей обычные женщины, испугавшиеся трудностей. Если вовремя оказать помощь, ребенок останется с матерью.
В России остро стоит проблема убийства матерями своих новорожденных детей - по официальным данным МВД РФ, за один год фиксируется под три сотни случаев, и это официальная статистика. И тогда я решила съездить в Латвию, где уже установили беби-боксы, так называемые колыбели надежды. В «колыбели» есть свет, тепло и стоит вывод на звонок и sms-оповещение на мой телефон. Дверца беби-бокса снабжена доводчиком, который в течение нескольких секунд блокирует отпущенную дверцу окна, не давая малышу замерзнуть.
Через 30 секунд на пост дежурного медперсонала (в России «колыбели» устанавливаются преимущественно в медучреждениях) поступает сигнал. Подобные «окна жизни» существуют во всем мире. Младенец находится внутри не больше полутора минут, и никаких сверхтехнологий для беби-боксов не требуется. В России теперь установлено 14 «колыбелей», из них пять - в Краснодарском крае, где они попали в специальную региональную программу. Спасенных детей к началу 2014 года было 18 - 12 мальчиков и 6 девочек.
Беби-боксы спасают и мать, и ребенка. Главное - женщина не становится преступницей. Ребенок либо остается в семье, семьях родственников, либо его усыновляют. Работа нашего фонда давно вышла за рамки беби-боксов. Так появился кризисный центр для беременных, где мы оказываем психологическую, юридическую поддержку, даем кров над головой, нормальные условия, питание тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации. У нас замечательная команда волонтеров, психологов, юристов, жертвователей. Приходится решать самые разные вопросы.
Однажды меня нашла Эля, многодетная таджичка, и попросила помочь, мягко говоря, в казусной ситуации. Ее муж сидел в тюрьме, а до того, как отправиться в места не столь отдаленные, принес домой подарок - девочку, рожденную в домашних условиях. Рожденную на стороне от молодой русской женщины. И Эле не оставалось ничего другого как взять ребенка, ей ни разу не пришло в голову избавиться от лишнего рта. Прошло четыре года. Муж сидел, Эля жила с пятерыми детьми в полуразрушенном доме под снос, пахала на нескольких работах.
Четыре года у ребенка не было никакого документа, ни соцпакета, ничего. Эля боялась, что ребенка у нее отнимут. Вместе мы нашли биологическую мать ребенка, которая даже не захотела посмотреть фотографии дочери. Потом вместе с нотариусом я поехала в тюрьму к отцу ребенка. Теперь у девочки есть официальный родитель, а у Эли - статус опекуна.
Можно сказать, что через благотворительный фонд Елены Котовой проходят кинематографические сюжеты, юридические ребусы, на проводе телефона доверия оказывались реальные маньяки. Чем по праву она может гордиться - эксперимент по созданию благотворительного фонда с участием государства состоялся.
Мария Рунова
|