СТРАНА, В КОТОРОЙ УДОБНО ЖИТЬ
"Японское общество изобретений и инноваций" недавно обнародовало первые 38 номинаций рейтинга "100 лучших изобретений послевоенной Японии". О том, что стране есть чем гордиться, миру было известно давно. А вот о том, что японцы сами себе записали в зачет, стало известно только что.

Национальная гордость японцев


Рейтинг японцев о самих себе получился весьма занятный: по тем позициям, которые в него попали, можно судить не столько о полете японской инновационной мысли, сколько о приоритетах, которые считаются ключевыми в японском обществе. Рейтинг составлялся на основании анализа масштабного анкетирования, проведенного среди обычных граждан, что исключало экспертную вкусовщину при выборе позиций,— в симпатиях состязались не предпочтения узкопрофильных специалистов, а мнения людей, рядовых потребителей и обывателей.

Критерий отбора председатель общества и по совместительству председатель совета директоров концерна Hitachi Сеяма Эцухико определил предельно просто: "Под определение инновации подпадает промышленная деятельность, изобретения, бизнес-модели и проекты как японского, так и иностранного происхождения (в случае, если они были усовершенствованы японскими специалистами), внедрение которых привело к значимым экономическим и социальным переменам".

Абстрактная вроде бы "значимость" тоже расшифрована с присущей японцам дотошностью: "Для того чтобы обделенную природными ресурсами Японию уважало международное сообщество, а жизнь нашего народа была спокойной и безопасной, необходимо последовательно создавать богатое и комфортное для проживания общество с помощью технических и особенно высокотехнологичных достижений".

На первый взгляд список материально-вещественных и невещественных богатств выглядит весьма эклектично, поскольку значимые промышленные и научно-технические достижения соседствуют с предметами, обеспечивающими удовлетворение бытовых, а порой и физиологических даже потребностей человека. Но это вполне соответствует менталитету японцев, считающих, что питание и бытовые удобства играют приоритетную роль в жизни и во многом способствуют росту и поддержанию высокой производительности труда и интенсификации производства.

Комфорт превыше всего

Проще говоря: чтобы хорошо и эффективно работать, надо удобно и комфортно жить. Вроде бы не бином Ньютона, но такая установка, сформулированная как общенациональная задача и даже более того — как общественно-экономическая модель, Японию отличает. И диковатое, на первый взгляд, соседство в рейтинге производственного метода автоконцерна Toyota, скоростного поезда "Синкансэн", туалетного сиденья Washlet и лапши быстрого приготовления в рамках именно такой модели выглядит совершенно логичным. А принцип "квалифицированной рабочей силе — технологичные бытовые товары и комфортную среду обитания" актуален и сегодня.

Образцом реализации этого принципа, кстати, стали занесенные в рейтинг "магазины шаговой доступности", или "удобные магазины", 40-летний юбилей появления которых отмечают японцы. В сегодняшней Японии они стали ключевым звеном современной инфраструктуры: сеть "удобных магазинов" насчитывает более 50 тысяч франчайзинг-отделений нескольких крупных компаний (Lawson,Seven-Eleven, Family Marts и др.) и покрывает всю территорию страны. Каждая такая точка — это не только круглосуточный магазин, где есть все необходимое от еды до канцелярских принадлежностей, но и банк, почта, опорный пункт по охране общественной безопасности и порядка и предоставлению экстренной помощи во время стихийных бедствий.

После знакомства с перечнем японских послевоенных достижений "для себя любимых" поневоле возникает вопрос: а чем же можем похвастаться перед собой и миром мы? Вопрос открытый — у нас за составление такого рейтинга пока никто не брался. Боязно?..

Сегодня Япония уже не ставит цели поддерживать высокие темпы экономического роста только ради укрепления влияния в мире, как это было в 1960-1970-е годы. Она хочет стать "страной, в которой удобно жить". Приоритет для большинства — не просто процветание, а достойная жизнь, психологически комфортное существование, в котором риски сведены до минимума.

Это желание строить общество, в котором стабильность обеспечена саморегуляцией, где люди проявляют друг к другу уважение, где решены экологические проблемы, почитаются умеренность (в смысле — осуждение излишней роскоши и корысти), безопасность каждого, приветствуется приверженность духовным ценностям. Лозунг "хорошее общество — национальная идея" формально не звучит, но по факту именно эту идею страна и пытается реализовать. Скажем прямо: не без успеха. Вот, к примеру, уже опередила всех по продолжительности жизни...

Людмила Котова

Комментарии наших читателей

Добавить комментарий

Ваше имя:
Сообщение:
Отправить

Август 2014

Специальное предложение

В.С и Наталья Желнорова

 

Читать книгу
Натальи Желноровой

"ГОРЕЛА ВРЕМЕНИ СВЕЧА" 
 

Читать книгу
Владимира Савакова и
Натальи Желноровой
"НОЧНОЙ ДИКТАНТ"

 

Читать книгу
Владимира из п.Михнево
"ТЫ ОТКРОВЕНИЯ УСЛЫШИШЬ
ИЗ ПОТАЕННОЙ ГЛУБИНЫ"

 

Дом-Усадьба Юрия Никулина открывает свои двери! 

 

РОССИЙСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНСТВО 


 

Если вы хотите оказать нам помощь в развитии сайта и нашей благотворительной деятельности - разместите наш баннер на вашей страничке!




Органайзер доброго человека

Вывезти на свежий воздух и весеннюю прогулку свою семью.
Пригласить в гости старого друга.
Позвонить маме и отцу.
Отдать книги, диски и игрушки многодетной семье.
Помочь безработному соседу устроиться на работу.
Поговорить о жизни с сыном.
Оплатить (хоть раз в год) квартиру бедного родственника.
Подарить жене цветы.
Подумать о своем здоровье.
Отдать давние долги.
Покормить птиц и бездомных собак.
Посочувствовать обиженному сослуживцу.
Поблагодарить дворника за уборку.
Завести дневник для записи своих умных мыслей.
Купить диск с хорошим добрым фильмом.
Позвонить своей любимой учительнице.
Поближе познакомиться с соседями.
Помолиться об умерших родных и друзьях.
Пожелать миру мира и любви!