ТРУД ИЗГНАН ИЗ ШКОЛЫ
В июле 1954 года в ставропольском колхозе «Россия», который тогда носил имя Сталина, в школе №2 была создана ученическая производственная бригада. Затем подобные бригады появились по всему Советскому Союзу. Ныне движению ученических производственных бригад 60 лет. В юбилейный год всё в той же 2-й школе в станице Григорополисской Ставропольского края состоялся слет ученических бригад. В нем приняли участие делегации из 16 регионов и около 300 школьников-старшеклассников, а также педагоги, ученые, руководители сельхозпредприятий, ветераны движения.

Пахарями были не только мальчики, но и девочки

Одним из участников слета стала Любовь Кузьминична Балясная, которая еще в 50–60-е годы, будучи секретарем ЦК ВЛКСМ, а после, работая на руководящих постах в министерстве просвещения, занималась распространением оказавшегося очень полезным опыта.

– В советские времена внимание к сельскому хозяйству было большое, поэтому под ученические бригады выделялись земля, техника, ими занимались лучшие специалисты. Очень активно участвовала наука. Ведь такие бригады – не только трудовое воспитание и включение ребят в производительный труд, но и очень серьезная научно-исследовательская работа, опытническая, которой школьники занимались во взаимодействии с учеными, – говорит Любовь Кузьминична.

Почти на два десятилетия движение было практически прервано: с 1985-го по 2003-й слетов не проводилось. Однако и в 90-е годы, когда и страна наша, и ее сельское хозяйство лежали в полной разрухе, а о приобщении подростков к сельхозтруду на государственном уровне и речи не было, ученические бригады не исчезли. По крайней мере, в некоторых российских регионах. По словам Л.К. Балясной, на том же Ставрополье эта работа не прерывалась никогда:

– Почему? Да потому что почти все ставропольские руководители любого ранга прошли школу ученических производственных бригад. Сейчас такие бригады действуют в 56 регионах России. Хотя, к сожалению, на слет прислали делегации только 16 из них. Провести слет было непросто. Министерству образования и науки это дело совершенно чужое. Министерство сельского хозяйства этим вопросом и не занималось, и не занимается. Так что организовали слет фактически местные органы Ставропольского края – за свой счет, благодаря своей энергии. И сделали всё на очень высоком уровне.

Активнейшее участие принял Ставропольский государственный аграрный университет. Давно ничего подобного не видела – настоящий храм науки. 15 лет возглавляющий его Владимир Трухачев тоже когда-то был бригадиром ученической производственной бригады. Весь профессорско-преподавательский состав в той или иной мере с этим знаком: они были и руководителями конкурсов, и руководителями круглых столов на нашем слете. Помимо конкурсов, были секции по обмену опытом, а также научно-практическая конференция.

Конкурсы, в которых участвовали ученики 9-х–11-х классов, проходили по восьми номинациям: бригадир, пахарь, животновод, овощевод, цветовод, оператор машинного доения, садовод, полевод. Мой самый любимый конкурс – юный пахарь. Все ребята на одной и той же марке трактора вспахивают одинаковый участок земли. А потом члены жюри проверяют качество, глубину вспашки.

Любовь Кузьминична рассказывает, что в соревнованиях пахарей участвуют не только мальчики, но и девочки. А в 1972 году, когда такие соревнования проводились впервые, девочка из Ростовской области даже стала победителем. На сей раз в этой номинации победил одиннадцатиклассник Расул Ягибеков из Козьмодемьяновской школы Амурской области. Награждал победителей ректор Трухачев:

«Оказать честь» – стать студенткой университета


– Начал он с характеристики девочки из Белгородской области (победившей по направлению «полевод») Елены Цыганковой. Она работает в бригаде с 3-го класса, в 5-м классе уже заняла призовое место в областных соревнованиях. В этом году окончила школу с золотой медалью! К смущению Елены, ректор попросил «оказать честь» – стать студенткой университета! Оказывается, ему удалось решить вопрос с министерством сельского хозяйства и договориться, чтобы всех ребят-выпускников, которые заняли призовые места, вне конкурса приняли в профильные вузы их регионов.

А вот на конференции, в которой участвовали педагоги, ученые, работники сельского хозяйства, по словам Балясной, речь шла главным образом о проблемах. Причем таких, которых в советские времена и представить было невозможно. Например, тогда добивались, чтобы у каждой школьной бригады была земля – свой опытный участок. Сегодня и без того небогатые сельские школы от этой земли избавляются – ведь за нее надо платить разорительный налог. К тому же, раз деятельность бригады – не учебный процесс, школа не имеет права закупать для нее технику и оборудование.

– Очень серьезный и не решенный до сих пор вопрос: ученическая бригада – это часть учебного процесса или хозяйственный субъект? От ответа на него зависит, кто будет бригадой заниматься: школа или колхоз. Чрезвычайно важно, чтобы этим занималась именно школа. Но что произошло? Ведь бригады эти возникли в СССР для укрепления связи учебной деятельности с жизнью, для введения производственного обучения. Отсюда потом пошли и детские лесничества, и трудовые школьные объединения, и многое другое.

Сегодня в законах о школе слова «труд» вообще нет, не упоминается. Даже самообслуживание фактически противозаконно. Вы можете привлечь ученика вымыть парты или подмести пол в кабинете только с письменного разрешения родителей. То есть труд по существу изгнан из школы. На уровне федеральном в учебных планах труда нет, его можно вводить на уровне регионов. Но далеко не везде к этому стремятся, в том числе и в самих школах. Предпочитают использовать дополнительные часы для натаскивания на ЕГЭ, который для всех стал проклятием.

В министерстве образования нет ни одного структурного подразделения, которое бы занималось трудовым воспитанием. А в советском министерстве просвещения был отдел трудового воспитания, сектор трудового воспитания. В Академии педнаук существовал институт трудового обучения и воспитания – его тоже больше нет. Журнал «Школа и производство» сохранил только название, но не существо и содержание. Труд в рамках обучения и воспитания детей – очень большая и острая тема. Все участники конференции говорили об этом. Вот только представителей ни одного федерального или профильного издания не было – только местная, ставропольская пресса.

«В условиях экономического кризиса, а также несовершенства законодательной и нормативной базы, под угрозой находятся школьные трудовые объединения, ученические производственные бригады, лагеря труда и отдыха школьников», – говорится в резолюции, принятой по итогам слета.

Но, главное, как представляется, в государственной воле, а также целях и приоритетах. Пока декларации даже на самом высоком уровне о том, что Россия-де будет скоро кормить полмира, остаются пустыми словами, поля зарастают бурьяном, а молодые люди не связывают свое будущее с производством, в том числе сельскохозяйственным. Всё больше купи-продай. К счастью, не везде и не все. «Я уверена, в скором времени вы прославитесь на всю Россию», – сказала юным участникам слета, победителям соревнований, ставропольская чиновница. Окажется ли это обещание несбыточным?

Екатерина Полыгуева

Комментарии наших читателей

Добавить комментарий

Ваше имя:
Сообщение:
Отправить

Июль 2014

Специальное предложение

В. С. "Контактер"

 

Читать книгу
Натальи Желноровой

"ГОРЕЛА ВРЕМЕНИ СВЕЧА" 
 

Читать книгу
Владимира Савакова и
Натальи Желноровой
"НОЧНОЙ ДИКТАНТ"

 

Читать книгу
Владимира из п.Михнево
"ТЫ ОТКРОВЕНИЯ УСЛЫШИШЬ
ИЗ ПОТАЕННОЙ ГЛУБИНЫ"

 

Дом-Усадьба Юрия Никулина открывает свои двери! 

 

РОССИЙСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНСТВО 


 

Если вы хотите оказать нам помощь в развитии сайта и нашей благотворительной деятельности - разместите наш баннер на вашей страничке!




Органайзер доброго человека

Вывезти на свежий воздух и весеннюю прогулку свою семью.
Пригласить в гости старого друга.
Позвонить маме и отцу.
Отдать книги, диски и игрушки многодетной семье.
Помочь безработному соседу устроиться на работу.
Поговорить о жизни с сыном.
Оплатить (хоть раз в год) квартиру бедного родственника.
Подарить жене цветы.
Подумать о своем здоровье.
Отдать давние долги.
Покормить птиц и бездомных собак.
Посочувствовать обиженному сослуживцу.
Поблагодарить дворника за уборку.
Завести дневник для записи своих умных мыслей.
Купить диск с хорошим добрым фильмом.
Позвонить своей любимой учительнице.
Поближе познакомиться с соседями.
Помолиться об умерших родных и друзьях.
Пожелать миру мира и любви!