СВЕТ ЕГО ОЧЕЙ
Французский художник Анри Матисс встретил свою последнюю любовь в 62-летнем возрасте. Удивительно то, что сибирячка Лидия Делекторская была совсем не в его вкусе, но любовь, как говорится, зла. Девушка сначала работала у известного художника сиделкой, а потом стала его натурщицей. Разумеется, они не могли знать, что судьбы их спле¬тутся в один узор - мучительно-счастливый.
Услышала жестокое: «она»
Лидия Николаевна родилась в Томске в 1910 году. Ее отец был педиатром, семья жила в полном достатке. После революции все в одночасье рухнуло, мать и отец умерли в Гражданскую войну, 13-летнюю Лидию забрала к себе тетка. Чуть позже она попала во Францию, где неудачно вышла замуж, развелась и, пытаясь свести концы с концами, искала хоть какую-то работу.
Как-то в Ницце на столбе она увидела объявление, в котором говорилось, что неведомый ей художник Анри Матисс ищет натурщицу для работы над картиной «Танец». Так Лидия впервые оказалась у Матисса. После окончания работы заболела мадам Матисс и Лидия стала сиделкой. Позже молодая русская женщина начала вести домашнее хозяйство, помогать воспитывать детей, а затем стала постоянной натурщицей мастера.
Конечно, жена Матисса Амели пережила настоящую трагедию с появлением Лидии в жизни мужа. Она прожила с Матиссом 39 лет, родила ему троих детей, была ему по-настоящему преданна. В течение многих лет, когда его картины еще с трудом продавались, и он был никому не известен, Амели зарабатывала семье на жизнь, вела хозяйство, вечерами служила моделью своему мужу.
И вот после стольких лет бескорыстной преданности она должна была уйти из дома, поскольку поняла, что в жизни Матисса появилось что-то действительно серьезное, что не было мимолетным увлечением. В 1940 году, после того, как на ее ультиматум: «Я или она», услышала жестокое: «она».
И дело не в том, что увядающая женщина не хотела делить супружеское ложе с молодой соперницей. Гораздо более важным было признание Матисса: 'Когда Лидия Делекторская приближается, я исцелен. Когда Лидия Делекторская удаляется, - обессилен. Боже милостивый, не действует ли это то, что называют «славянским шармом»? А дело просто-напросто в том, что она добрая. Но что за характерец!»
Однако Матисс никогда не разводился с Амели, не хотел тяжб и скандалов и уже при жизни завещал все имущество законной семье.
Поначалу Лидия как женщина Матиссу не очень нравилась – он любил южанок, женщин ярких и знойных. В Лидии были спокойная красота и достоинство русской женщины, которые он оценил чуть позже. Но совместная работа – а Лидия во время сеансов сидела в 50 сантиметрах от Матисса – невероятно сблизила 62-летнего художника и его 22-летнюю модель. И постепенно он уже буквально не мог без нее обходиться, скучал, если не рисовал ее.
В ней заговорила целомудренная сибирячка
Только Лидии он поручал покупать краски, выбирать камень для будущих скульптур, готовить картины к работе, перевозить клетки с птицами и огромные банки из-под королевского табака, которые он всегда брал в путешествия. Матисс говорил о Лидии, что она была светом его очей. На одном из рисунков, на котором он изобразил свою подругу, Матисс написал: «Лидии, у которой нет крылышек, но которые она, безусловно, заслуживает».
Странное дело, несмотря на то, что Лидия осталась в доме Матисса полноправной хозяйкой, за офици¬альный статус жены она и не думала бороться. Жен¬щина продолжала называть себя секретарем Матисса, в крайнем случае - его другом.
Более того, она стеснялась даже слухов об их близких отношениях, распространившихся по побережью. Возможно, в ней заговорила целомудренная сибирячка. Он и так дал ей много. Матисс был для нее единственным смыслом жизни. Она пришла к нему «чистым листом», человеком, не знающим живописи. Она была золушкой, принадлежала к другому кругу общества. Матисс познакомил ее с выдающимися художниками своего времени, говорил с ней об искусстве, образовывал ее. Ее уважали и ценили за ум и достоинство самые знаменитые люди того времени. Пикассо называл ее «Голубая Лидия».
Делекторская после смерти Матисса стала самым большим знатоком его живописи, с ней советовались крупнейшие искусствоведы. В отличие от Пикассо, который сохранял все рисунки и наброски, Матисс уничтожал все, что считал недостойным. Лидия не могла допустить того, чтобы даже неоконченные или неудавшиеся рисунки просто исчезали: она их все фотографировала. Благодаря ей искусствоведы получили бесценный материал, отражающий все этапы создания работ Матисса.
Матисс скончался 3 ноября 1954 года в своей мастерской в Симьезе на руках дочери и Лидии. Делекторская достала свой чемодан и ушла, чтобы в дом могла вернуться вдова Амели Матисс.
Она умерла в 1998 году в своей квартире на бульваре Пор-Руаяль в Париже. Урна с прахом Лидии, согласно ее завещанию, была привезена в Россию и покоится на сельском кладбище в Павловске. На памятнике надпись: «Матисс сохранил ее красоту для вечности».
Игорь Буккер
|