ПОПРОБУЙ ИСТОРИЮ НА ВКУС!
Когда в России бывали необыкновенные урожаи яблок, наши предки в такие годы готовили вкуснейшую яблочную пастилу. Хотите попробовать натуральный продукт и узнать старинный рецепт его приготовления? Добро пожаловать в подмосковную Коломну – в музей и фабрику коломенской пастилы, где ее готовят, добавляя клубнику, малину, шоколад, корицу и мед.
Сладкое лакомство
Восстановить забытый вкус натуральной пастилы и наладить ее производство взялась в 2008 году Наталья Никитина, основатель и директор музея утраченного вкуса «Коломенская пастила»:
- Мы изучали архивы, штудировали литературу, выискивая рецепты старых кулинаров, консультировались с технологами и экспериментировали на собственных кухнях, рассказывает Наталья. - Когда, наконец, стало получаться, нам выдали сертификацию. Мы разработали технологию производства, нашли поставщика сырья – садоводческое хозяйство с великолепными яблоневыми садами неподалеку от Коломны, и открыли небольшой кондитерский цех. Упаковываем наши сладости в замечательные коробочки ручной работы, украшенные оригинальной этикеткой коломенской пастилы, выпускавшейся на пастильной фабрике купца Чуприкова. Корпуса фабрики по сей день стоят на Коломенском посаде.
Пастила имеет многовековую историю, впервые о ней упоминается в 16 веке. Высушенные дольки яблок укладывали, заливали кипятком и получали фруктовое пюре. Дальше использовали кисели, рецепт совершенствовался. Первую пастилу мы приготовили по рецепту Софьи Андреевны Толстой. Лев Николаевич так же, как и Федор Михайлович Достоевский, любил это лакомство.
Коломенскую пастилу подавали к императорскому двору и даже экспортировали в европейские страны.
В революциях и войнах прошлого столетия рецепт приготовления пастилы был утрачен, местные фабрики – закрыты. Мы стали искать старинные рецепты и нашли их в Государственной библиотеке. При поддержке фонда "Наше будущее" в 2008 году мы открыли Музей «Коломенская пастила».
Музей и фабрика, как раньше
Мы придумали проект, написали грант, нам дали 700 тысяч рублей на создание музея (тогда у нас не было ни помещения, ни экспозиции). Местные власти нам предложили муниципальное здание 1800 года постройки, в котором не было никаких коммуникаций. Место, правда, замечательное – старинная улица и напротив большой красивый храм. Местные власти нам начали помогать – сделали подкоп под дорогой, провели воду. Сами стены этого здания являются музейным экспонатом, стены из дерева пробиты железом, есть один слой из пакли – причем сейчас никто не может сказать для чего он был сделано. У нас можно увидеть и крестовую кладку, которой выложен и Московский и Коломенский Кремль. Вот такое нам богатство досталось!
Мебель мы собирали на помойках, скупали у антикваров и отдавали заказ во Франции. Они изготовили для нас мебель по рисункам 1903 года. Затем мы наняли экскурсоводов, одели их в костюмы, сшитые по старинным лекалам, взятым из модных журналов того времени. И начали проводить экскурсии с чаепитием и дегустацией пастилы.
Успешность любого туристического объекта измеряется количеством повторных возвращений. Под каждую программу мы делаем легкую перестановку, добавляем новые предметы интерьера, реконструируем новые рецепты пастилы - поэтому музей кажется живым, каждый раз приходишь к нам, как в первый раз. Сейчас мы возродили 25 рецептов пастилы, и к нам всегда можно вернуться и попробовать что-то новое.
Когда нас попросили спроектировать культурную программу, за основу мы взяли произведения писателя Ивана Лажечникова, который родился в Коломне. Начали перечитывать его литературу и в романе «Ледяной дом» мы наткнулись на описание русской женщины - пастильницы. Мы начали «копать». И сейчас окружает много творческих людей, которые нам помогают, музей работает с театром, с журналом, с полиграфией, с детьми.
У нас двойной комплекс – музей и фабрика. Если в музее у нас рассказывают, то на музейной фабрике идет полное погружение в ту атмосферу – вас встречают люди в костюмах и с вами разговаривают от первого лица - вы как будто попадаете в 1903 год. Выбран именно этот год, потому что он был самым успешным, это был расцвет. При входе вам выдают колпаки на голову и люди уносят их с собой на память. Мы их включили в стоимость билета. Отшивает их для нас общество слепых. Это еще один наш социальный проект. Учитывая поток в наш музей – 4 тысячи человек в месяц – для общества слепых это хороший заказ. Перед экскурсией в фойе вам продемонстрируют двухминутный ролик об истории этого места и развития фабрики пастилы – все на основе документальных данных.
В нашей работе очень важны мелочи, тонкости – чтобы у человека не было ощущения « не верю!» - поэтому мы никогда не жалеем средств, чтобы вкладывать в правильные вещи – посуду, костюмы, обстановку.
Каждый наш сотрудник сначала волонтер
Персонал весь местный, у нас даже работают 2 инвалида. Когда мы в 2008 году начинали работать, был всего один человек. На данный момент - 65. В основном это студенты Коломенского пединститута. Средний оклад у наших сотрудников от 15 тыс. руб. Многие работают по совместительству. И к каждому работнику у нас отношение индивидуальное. Когда приходят люди с улицы и просятся на работу – даже если сотрудники в данный момент не требуются - я всегда интересуюсь, откуда человек. И если посадский – я его все равно беру, даже если он мне в нагрузку. Я беру на полставки или на вырост - чтобы люди, живущие вокруг нас, были бы наши.
Объясню почему: создавая такие объекты, у местных жителей создается напряжение - нахлынувшие туристы создают дискомфорт для них. Чтобы относится к этому терпимо, они должны быть частью этой красивой истории, участниками процесса. И я мечтаю, чтобы по выходным дням люди, наши соседи открывали свои ворота и приглашали всех к себе - патефон бы завели, самовар поставили. Только так они станут соучастниками и нашими единомышленниками.
Сразу никого из сотрудников не оформляю, предлагаю волонтерство на месяц. За это время будет понятно, что собой представляет человек, он на нас посмотрит, а мы на него. Я подписываю заявление о приеме на работу после того, как коллектив мне говорит: « Да, мы с этим человеком сработаемся». И только тогда принимаю решение.
Когда я ездила в Лондон, то нам объяснили, что в музеи не принимают на работу, пока человек не проработает два года волонтером.
Целыми автобусами – за пастилой
В сентябре 2011-го мы открыли музейную фабрику пастилы. Оснастили оборудованием, воспроизведенным по старым чертежам, и посетители теперь могут увидеть процесс приготовления сладостей.
В старину крепостные в течение двух суток не прерываясь взбивали лопатками яблочное пюре до белопенного состояния, нагнетая воздух в пастильное тесто. Затем, разложив или постелив — отсюда и название «пастила» — тесто на деревянные рамки, обтянутые тканью, его сушили несколько суток в специальных печах. Современную пастилу в цехе при музее делают точно таким же способом, разве что вместо крепостных людей пюре взбивает миксер. Температурный и временной режимы, состав пюре, консистенцию теста — все это нам пришлось разрабатывать заново, на своих кухнях. Кроме общих рекомендаций, нам никак не смогли помочь, ни московская кондитерская фабрика «Ударница», ни местная «Коломчанка» — натуральной яблочной пастилы ручной работы уже давно никто не производит.
Бриллианты и любовные письма
Накануне открытия музея в одном из буфетов, которые мы купили, в двух ящиках был действительно клад: золотые монеты, бриллианты, изумруды, украшения, любовные письма, подорожный документ 1888 года, чеки на дорогие покупки в магазине на Кузнецком мосту в Москве, серебряные оклады под иконы, всего 27 предметов.
Я хотела, чтобы был старинный дух, и обратилась к нашим сотрудникам с просьбой, если у кого есть предметы быта из прошлого, принести нам. Откликнулся Сергей Самошин, сказав, что у него в гараже стоят несколько буфетов и берите все оптом. И когда привезли и стали очищать их, то обнаружили в одном шкафу двойное дно, где и лежали драгоценности, каждый предмет был завернут отдельно. Стали думать, что делать?
Положить в витрину нельзя, так как у нас другой принцип – все можно потрогать руками, пощупать. Тогда мы придумали сделать спектакль. Мы написали сценарий, который основан на любовных письмах. Сделали мини-копию этого буфета, а в конце спектакля шкаф выносится на сцену под музыку, дверцы открываются и высыпаются все эти предметы роскоши. И только в этот момент можно все потрогать и пощупать. Там же есть имена и адрес людей, кому принадлежат эти вещи. История этого шкафа такова: москвичи купили дом в Коломне, а мебель, которая стояла в доме, им не нужна была. Они ее вынесли на улицу, часть пошла в музей, часть – на помойку, а часть сохранилась в гараже Сергея Самошина.
Круто изменила жизнь
- Я 15 лет преподавала в музыкальной школе. И вдруг решила круто изменить жизнь: получила четыре высших образования, стала менеджером в сфере культуры.
Теперь мне хотелось бы рассказать о Коломенском посаде. Это большой проект, который мы делали два года назад. Целый год исследовали территорию, на которой мы сейчас находимся. 20 человек сделали свои эссе. Задача была такая – показать какую-то идею, как дальше хорошо жить.
Мы вообще-то музейный квартал, то есть город-музей, поэтому всегда стоит вопрос, куда пойти? И мы решили сделать путеводитель местности Коломны не через указатели: посмотрите направо или налево, а через литературу, через людей, которые здесь жили. Это часть нашей деятельности. Периодичность выхода путеводителя раз в квартал. Недавно выпустили красочный буклет к международной выставке музеев.
В мае этого года наш музей наградили Специальным призом одного из самых престижных музейных конкурсов - «Лучший Европейский музей года 2012», который ежегодно проводится Европейским музейным форумом под эгидой Совета Европы. На форуме был с успехом воплощен девиз нашего музея - попробуй историю на вкус!
Конечно, этот проект не состоялся бы без поддержки фонда «Наше будущее» - мы в последний момент написали грант, и, не смотря, на некоторые недочеты и то, что мы его отправили в самый последний момент, сотрудники фонда пошли нам на встречу.
Мы выиграли грант и до сих пор нам постоянно предлагают обучение, в том числе за рубежом, помогли с сертификацией, с защитой прав - нас опекают, вкладывают в нас как в человеческий капитал. Нам это очень нужно. Порой мы не видим поддержки в городе, но знаем, что у нас есть фонд, куда мы всегда можем позвонить, и нам помогут советом, консультацией.
После того как мы начали работать вместе с фондом, меня стали приглашать на научные конференции, связанные с предпринимательством. У меня открылось новое поле, другие знакомые, которые также помогают в работе.
Ирина Павлова, представитель фонда: Фонд «Наше будущее» существует 5 лет. В настоящий момент Фонд готов вложить до 10 млн. руб. в стоящий проект и срок его сопровождения может составлять до 7 лет. Мы выступаем именно как партнеры. Сейчас у нас 59 проектов социальных предпринимателей по всей России. Мы даем обучение, продвижение проекта и развитие. Мы всегда рядом, и сами тоже переживаем, потому что чувствуем свою сопричастность к судьбам других людей. У нас 24 проекта связаны с детьми. Не у всех так красиво, вкусно и эмоционально, как в музее «Коломенская Пастила», но, так или иначе, мы продолжаем работу с другими проектами, т.к. считаем, что именно таким людям - социальным предпринимателям - лучше всех удаются претворять самые позитивные изменения в жизнь. Их успехи – это наши успехи!
Музей Пастилы - www.gorodmuz.ru/pastila/
Фонд «Наше будущее» - http://www.nb-fund.ru/
Дарья Желнорович
|