РАСПРОДАЖА БЮДЖЕТНЫХ МЕСТ
Горький фильм "На дне знаний - 2" покажет вечером 4 июня канал "Россия 1". А неделю назад в "Вестях недели" вышло расследование того же автора, Бориса Соболева, частного случая "дна знаний" — ситуации в Национальном исследовательском медуниверситете Минздрава, известном как Второй мед. "Прошлым летом в списках зачисленных сюда 90 процентов оказались мертвыми душами, вписанными, очевидно, для того, чтобы распугать честных абитуриентов и расчистить дорогу своим людям",— говорилось в сюжете. Ректора тогда сняли, но, судя по всему, ситуация не изменилась. Вуз готовится к новым поступлениям.

Коррупционное гниение
Мы попросили специального корреспондента канала "Россия 1" Бориса Соболева рассказать о фильме "На дне знаний - 2" (первый фильм "На дне знаний" вышел в 2008-м) и дополнил картину цитатами из сюжета о Втором меде.
— Фильмом мы занимались последние полгода,— говорит Борис Соболев.— Это довольно обширное расследование ситуации в высшем образовании, где существуют две основные проблемы: системная распродажа бюджетных мест в государственных вузах и профанация образования в вузах частных. В государственных вузах по-прежнему так или иначе учат, но, к сожалению, в моральном плане атмосфера такая же прискорбная, как и во всем обществе: степень коррупционного гниения стала просто неприличной.

Из фильма "На дне знаний - 2" Съемка скрытой камерой. Студент-посредник из Второго меда рассказывает потенциальной клиентке о продаже диплома медвуза. Цена — 150 тысяч евро. Можно в рассрочку: "Грубо говоря, ты деньги заплатила, тебя там записали, ты раз в год просто приезжаешь, зачетку забираешь, и в студенческом тебе печати проставляют. И через шесть лет ты получаешь диплом, ни разу не отсидев ни на одной паре".

— Материал в "Вестях недели" — один из эпизодов фильма. В медицинских вузах, где, казалось бы, нельзя за взятки учиться и учить, потому что речь идет о человеческих жизнях, взятки стали абсолютной повседневностью. В среде студентов существует уже целый слой так называемых решальщиков. Это молодые люди, которые за взятки поступили, а теперь сами работают переносчиками взяток — посредниками между другими студентами и преподавателями, между абитуриентами и преподавателями. Многие таким образом отрабатывают свои собственные коррупционные затраты на поступление. В каждой группе есть один-два, а то и три человека, которые за деньги проставят в зачетке что угодно. Такой человек войдет на любую кафедру к любому преподавателю и выйдет с положительной отметкой в зачетке — только плати. Тарифы: 20-30 тысяч рублей за предмет.

«У меня ничего не меняется. Мафия»

Из фильма «На дне знаний – 2». Съемка скрытой камерой. Решальщик объясняет потенциальной Из фильма «На дне знаний – 2 абитуриентке, как ее могут зачислить за деньги, подделав экзаменационные работы: "Ты приходишь, рассаживаешься в аудитории большой, приносят конверты, ты вскрываешь и начинаешь писать. Самое главное — написать хоть что-нибудь... Так, ты написала, все отдала и ждешь уже зачисления. В первую волну ты не попадешь, зачисляться будешь во вторую волну... Я так же поступал. Платил пятнашку, 15 тысяч евро. Ты будешь платить 12".

Это схема для тех, кто окончил школу до 2009-го, говорится в сюжете. Тем, кто поступает по результатам ЕГЭ, предлагается либо сверхдорогая покупка единого госэкзамена в столице, либо поездка в южные регионы. Студент-посредник продолжает: "Обычно люди где-нибудь в марте едут, допустим, в Дагестан, делают там себе регистрацию. Когда наступает момент экзамена, типа, там сдают экзамен. За каждый предмет по 95, 97, 100 баллов".

— Все попытки очищать эту систему изнутри приводят неизбежно к полному провалу. Кроме саботажа не происходит ничего. Пример тому — Второй мед. Снятие ректора ни к чему не привело. Мы приходим к печальному выводу: до тех пор пока, с одной стороны, педагогам не начнут нормально платить, а с другой — их не начнут реально за взятки сажать, ничего не изменится. Случаи, когда за коррупцию в вузах кто-то получил реальный срок, мне практически неизвестны.
Дела либо разваливаются, либо заканчиваются условным сроком. Плюс к этому в вузах нет черного списка, профессионального. Человек, попавшийся на взятке в одном учебном заведении, переходит через дорогу и спокойненько устраивается в соседнее. При этом он не становится нерукопожатным человеком, он не попадает в разряд отверженных. Его принимает профессиональное сообщество. Сбор взяток перестал быть осуждаемым действием. Это такой моральный полураспад, и о нем мы говорим в нашем фильме.

Из фильма «На дне знаний – 2». Съемка скрытой камерой. Бывшая завхоз Второго меда со своим мужем, ведущим методистом этого вуза, обещают клиенту поступление на бюджетное место при 120 баллах, хотя необходимо 280. "ЕГЭ очень дорого,— говорит бывшая завхоз.— 25 тысяч евро — это, кто плохо учится, на тройки. И 22 тысячи евро — это когда нормально. Можно устроить... Я у руля. Меняются проректора, меняются ректора, меняется все, а у меня ничего не меняется. Мафия".

Чиновничий саботаж

— В частных вузах почти нет взяток, потому что не за что брать. Нет взяток и нет обучения. Нормальным образованием это назвать нельзя. За те 15 лет, что высшая школа находится в свободном рыночном плавании, мы не получили почти ни одного известного достойного успешного частного вуза. За исключением Высшей школы экономики, которая уже достаточно давно перешла в разряд государственных. Все остальные тысячи шарашкиных контор, которые готовят, как правило, юристов, экономистов, менеджеров и прочих заведомо безработных, имитируют образование и собирают деньги за дипломы. Мы показываем в нашем фильме один из вузов, где сдача экзамена происходит так: нужно выбрать один из трех вариантов ответа на вопрос, но, какой ни выбери, все равно ты гарантированно сдашь — программа так настроена. Можно о клавиатуру лбом биться — все равно в итоге экзамен будет сдан.

Все почему? Потому что уровень студентов таков, что честно они сдать ничего не в состоянии. Если у них принимать честно, значит, вуз должен будет их всех отчислить. А если их отчислить, то вуз лишится денег. Поэтому люди идут даже на такие ухищрения, как сдача экзаменов с гарантированным положительным результатом. Уж не говоря о том, что вступительный балл по ЕГЭ во всех этих шарагах ниже низшего, там всюду необязательное посещение, то есть можно не ходить, и круглогодичный прием.

Это конвейер по выкачиванию денег из студентов и способ продажи дипломов в рассрочку. Самое печальное, что государство под всеми этими дипломами ставит свою гербовую печать и фактически подписывается под этим лжеобразованием. Несмотря на то, что первые лица страны неоднократно с самых высоких трибун заявляли о необходимости сокращения числа лжевузов, никакого сокращения нет. Мы выясняли, почему. Осмелюсь предположить, что всему виной полнейший чиновничий саботаж: отозванные лицензии возвращаются за взятки. Предъявленные к лжевузам претензии отзываются за взятки. Лжевуз, который не проходит ни по каким показателям, за деньги рисует себе нужные показатели. В своем фильме мы пытаемся обосновать это предположение. Есть конкретные примеры, и мы их обязательно покажем.

Записала Юлия Ларина

Комментарии наших читателей

Виктор 4336 дней назад в 10:50:28
В настоящее время объём бытовой коррупции (взятки врачей, преподавателей и автоинспекторов) не превышает 1% всего коррупционного капитала. При этом к уголовной ответственности по ст. 290 УК РФ стали привлекать преподавателей вузов, не являющихся по факту должностными лицами, что касается проблем не экономической, а интеллектуальной (более значимой) безопасности (см., например, http://www.proctmo.ru/news/news_5128/, http://www.66.ru/user/7990/blog/268763 ). Судьи, не допуская мысли о возможности заказов уголовных дел на учёных (см. http://korub-buh.ru/index.html?t=t921&page=900) и провокационной мес-ти студентов требовательным экзаменаторам, считают, что «коммерческая» оценка их знаний бу-дет являться «преступлением против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» (гл. 30 УК РФ). Незаконные приговоры преподавателям обычно предполагают запрет на их работу в госвузах, что претит Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 6, 7 и 13). Однако за нарушения регламента учебно-го процесса корыстные преподаватели должны наказываться только дисциплинарно (см. автор-ские статьи в газете "ЭЖ-ЮРИСТ" № 22, 2011 г., журнале «Тюменский адвокат» № 1 2012 г., а также публикации в Интернете http://www.pravda-nn.ru/archive/number:376/article:5552/, http://www.zakonia.ru/analytics/77/52495 ). О фактах их «вымогательств» необходимо информиро-вать администрацию вуза, заявлять в «Общество по защите прав потребителей образовательных услуг» или в Минобрнауку (Рособрнадзор). Правоохранительные органы должны знать, что пре-подаватели должностными лицами будут являться только в случаях их зачисления (по приказу) в состав в каких-либо квалификационных комиссий (см. п. 4 ППВС РФ № 19 от 16.10.2009 г., сайт Следственного Управления Следственного Комитета по Тюменской области - http://www.sk-tmo.ru/index.php?catalog=40&ctl=40 , а также http://www.civitas.ru/article.php?pop=0&code=1502&year=2011, http://www.zakonia.ru/analytics/77/52495/page/2 http://www.dialog-urfo.ru/_templates/images/problems/1300778). При этом проведение "оперативного эксперимента" законом предусмотрено только для тяжких и особо тяжких преступлений, а вузовские «взятки» к таковым не относятся.
В этом году Международный Антикоррупционный Комитет объявил о начале акции «Сдай коррупционера» и за предоставление ему доказательств о факте «взятничества» (документов, аудио- и видеозаписей) обязуется выплачивать 250 000 рублей (см. сайт «Просто россияне» и http://www.iacc.info/index.php?option=com_content&view=article&id=25&Itemid=28&lang=ru ). В этой связи нами был выполнен обзор Интернет - материалов по теме «ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ ОТ НЕЗАКОННОГО УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ПО СТАТЬЕ «ВЗЯТКА» (информационное пособие для руководства административного аппарата регионов, Антикоррупционных комитетов и служб безопасности, омбудсменов, адвокатов, прокуроров, следователей, вузовских юристов, руководителей профсоюзных организаций, преподавателей и студентов). Его СОДЕРЖАНИЕ:
1.Соблюдение законности как необходимое условие решения интеллектуальных и урбани-зационных задач (14 стр.);
2. Незаконное уголовное наказание преподавателей как угроза интеллектуальной безопас-ности (6 стр.);
3. Неправедные суды как проблема нарушения прав преподавателей (14 стр.);
4. Преподаватели вузов как субъекты должностных преступлений (53 стр.);
5. Система прецедентного права как источник судебных ошибок российского правосудия (12 стр.);
6. Список некоторых преподавателей тюменских вузов, осуждённых по ст. 290 УК РФ при оказании ими образовательных услуг (12 стр.);
7. Примеры фабрикаций уголовных дел преподавателей вузов (30 стр.).
«Пособие» по электронной почте может быть выслано при поступлении заявки на адрес lebtum@yandex.ru.

ПРИМЕЧАНИЕ
ВОПРОС (на МАЙЛЬ.РУ - http://otvet.mail.ru/question/50112711/): «Обязан ли суд руково-дствоваться Постановлениями Пленумов Верховного Суда РФ?»
ОТВЕТ ( Кочевникъ - Искусственный Интеллект - 126096): Право ВС РФ на разъяснения по вопросам судебной практики закреплено в ст.126 Конституции РФ-
Статья 126.
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по граждан-ским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осу-ществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Таким образом, в силу конституционности этих Постановлений они никак не могут быть "частным мнением судей". А исходя из нормы, определённой в ст.6 ФКЗ "О судебной системе в РФ", можно увидеть, что они ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ.
Статья 6. Обязательность судебных постановлений
1. Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ ДЛЯ ВСЕХ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Ну а тот факт, что СУДЫ в России входят в систему органов госвласти, я думаю сомнения НЕ вызывает. А у того - у кого вызывает - см. ст. 11 Конституции РФ.
Статья 11. Государственную власть в Российской Федерации...
1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, СУДЫ Российской Федерации.
Таким образом, ППВС РФ действительно ОБЯЗАТЕЛЬНЫ для исполнения ВСЕМИ ОРГАНАМИ ГОСВЛАСТИ, в том числе и ВСЕМИ СУДАМИ (см. http://otvet.mail.ru/question/74010829/).

Добавить комментарий

Ваше имя:
Сообщение:
Отправить

Июнь 2012

Специальное предложение

"Услышь меня! Я рвусь к тебе"

 

Читать книгу
Натальи Желноровой

"ГОРЕЛА ВРЕМЕНИ СВЕЧА" 
 

Читать книгу
Владимира Савакова и
Натальи Желноровой
"НОЧНОЙ ДИКТАНТ"

 

Читать книгу
Владимира из п.Михнево
"ТЫ ОТКРОВЕНИЯ УСЛЫШИШЬ
ИЗ ПОТАЕННОЙ ГЛУБИНЫ"

 

Дом-Усадьба Юрия Никулина открывает свои двери! 

 

РОССИЙСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНСТВО 


 

Если вы хотите оказать нам помощь в развитии сайта и нашей благотворительной деятельности - разместите наш баннер на вашей страничке!




Органайзер доброго человека

Вывезти на свежий воздух и весеннюю прогулку свою семью.
Пригласить в гости старого друга.
Позвонить маме и отцу.
Отдать книги, диски и игрушки многодетной семье.
Помочь безработному соседу устроиться на работу.
Поговорить о жизни с сыном.
Оплатить (хоть раз в год) квартиру бедного родственника.
Подарить жене цветы.
Подумать о своем здоровье.
Отдать давние долги.
Покормить птиц и бездомных собак.
Посочувствовать обиженному сослуживцу.
Поблагодарить дворника за уборку.
Завести дневник для записи своих умных мыслей.
Купить диск с хорошим добрым фильмом.
Позвонить своей любимой учительнице.
Поближе познакомиться с соседями.
Помолиться об умерших родных и друзьях.
Пожелать миру мира и любви!