Алексей Яблоков, советник РАН, эколог: ТОЧНЫХ ДАННЫХ ПО ВЫРУБКЕ ЛЕСОВ НЕТ, ИХ СКРЫВАЮТ, ПОТОМУ ЧТО ЭТА СФЕРА ОДНА ИЗ САМЫХ КОРРУПЦИОННЫХ 

В минувшие выходные жители подмосковного Жуковского митинговали против вырубки Цаговского леса – одного из восьми, которые в ближайшее время планируется вырубить в Московской области. Леса в Подмосковье находятся в критическом состоянии, говорит Алексей ЯБЛОКОВ.

– В Подмосковье в связи с прокладкой дорог запланирована вырубка сразу нескольких лесов, в том числе Химкинского, Цаговского, Подушкинского. Как это повлияет на экологию?

– Плохо повлияет. В советское время вокруг Москвы на 35–40 километров был пояс лесов. И распоряжалось этими лесами руководство страны, а Московская область без разрешения не имела права там ничего делать. После распада СССР подмосковные власти явочным порядком это положение изменили, и лесопарковый пояс стал катастрофически сокращаться.

– Сколько вырубили?

– Точных данных по вырубке нет, их скрывают, потому что эта сфера одна из самых коррупционных. Мы много лет просим расшифровать снимки из космоса и сравнить, где 20 лет назад были леса и где остались сейчас. Этого не делают. Когда строится коттеджный поселок, в документах пишут, что они сохраняют деревья, и территория проходит как озелененная, а не как вырубленная. Но счет уничтоженных лесов идет на тысячи гектаров. А это сотни тысяч тонн невыработанного кислорода и непоглощенного углекислого газа. Если перевести в заболевания, то вырубка каждого гектара леса в Подмосковье – это десятки ежегодных дополнительных смертей в Москве и в прилегающих районах. Защита лесов – это инстинкт самосохранения!

– Если вырубается не весь лес, делается просека шириной в сотню метров, насколько это катастрофично для экологии?

– Здесь нельзя считать по гектарам. Когда лес разделяется просекой, он перестает существовать как экосистема. Не бегают зайцы, не ходят лоси, не прыгают лягушки. Проложенная через лес дорога – это не минус три гектара из трехсот. Это убийство леса.

– Был один лес в 300 гектаров, стало два по 150. Почему там не могут бегать зайцы и прыгать лягушки?

– Потому что если кусочки экосистемы изолировать, она разрушается. Для животных дорога – непреодолимое препятствие. На Западе с этим столкнулись давно и пришли к выводу, что разрушенные целостности надо восстанавливать. Сначала делали подземные переходы для зверей, но живность в эти переходы не пошла. И теперь стали делать переходы сверху. Дорога проходит в искусственном туннеле, а над ней – холмик шириной метров 150. Вот тогда пойдут и олени, и лисы, и зелень будет расти. Но это стоит безумных денег.

– В России где-то такое есть или планируется?

– В нашей стране нет ни одной дороги, проходящей через леса и сделанной так, как требуют экологи. И делать не собираются. Ведь почему прокладывают дороги именно через леса? Потому что кадастровая стоимость леса в тысячи раз занижена, и легче вырубить и заплатить государству, чем расселять пригороды.

– Вы говорили, что вырубка просеки разрушает экосистему леса. Но разве в подмосковных лесах экосистема уже не разрушена? Животные почти исчезли, многие растения – тоже.

– Подмосковные леса находятся в критическом состоянии. Но говорить, что раз все нарушено, то давайте еще дорогу сделаем – это как выбить табуретку из-под висельника.

– Леса в Москве и Подмосковье вырубали веками. Боровицкие ворота в Кремле названы в честь бора, который начинался за ними...

– Вырубали, но восстанавливали. И в царское время, и в советское. В этом заключается лесное хозяйство: ускорять восстановление леса, чтобы потом его снова можно было рубить. Московская область и весь центр России – это на 90% вторичные леса, которые были выращены на месте вырубленных.

– Почему тогда нужно бояться нынешних вырубок?

– Потому что нынешние вырубки делаются для дорог. Они запечатывают землю асфальтом. Если бы просто оставляли голое пространство – это нормально и даже полезно. Там изменится растительность, в просеках начнут гнездиться тетерева и куропатки, увеличится разнообразие.

– Вырубленное обещано компенсировать посадками в других местах.

– Компенсационное озеленение ничего не приносит. Если вы вырубили просеку под дорогу, посадка такого же числа молоденьких деревьев или даже в десять раз большего в другом месте этот лес не восстановит. Когда вырубали Химкинский лес, говорили: «Не бойтесь. Мы вырубим 30 гектаров, но 50 гектаров посадим где-то в другом месте». Где они их посадили? Нигде.

– А если бы посадили?

– Это невозможно. Нет в окрестностях Химок 50 гектаров, которые можно было бы засадить. Все уже растащено. Если бы подмосковные власти смотрели на 20–30 лет вперед, они бы сделали схему развития региона: здесь мы вырубаем, здесь – прибавляем. Но такой схемы нет! До принятия нового Лесного кодекса в 2007 году были схемы лесоустройства, в которых планировались вырубки и посадки: в это пятилетие – здесь, в это пятилетие – здесь. Леса же не бесхозные. Они, как и водоемы, принадлежат государству. В 2007 году схемы лесоустройства пошли под нож, лесхозы ликвидировали, а леса передали в аренду на 50 лет с расчетом, что арендатор будет о лесе заботиться.

– Арендаторы заботятся?

– Нет, не заботятся. Они – жадные. Сейчас вырубают как: приходит харвестер, машина с большими руками, цап-цап, поломали все, что растет, и ушли. Такая варварская вырубка будет захламляться и гореть, потому что просеки не чистят от хвороста и валежника. Если просеку очистить и засадить, новый лес мы получим лет через 30–40. А нынешние вырубки будут восстанавливаться в разы дольше. В естественных условиях лесосека вначале зарастает мелкими лиственными породами, потом – крупными лиственными и только потом, лет через 120, вырастет хвойный лес.

– Сколько лесов нужно сохранить в Подмосковье для нормальной жизни?

– Расчеты сделаны давно: к природоохранным территориям нужно отнести 30% площади. Сюда входят и леса, и поймы водоемов. И обязательно нужны коридоры, которые бы это соединяли. Сейчас в Подмосковье по документам лесом покрыто 43% территории. Экологи считают, что на самом деле около 40%. Но это если считать всю Московскую область: и за сто километров, где лесов еще прилично, и ближнее Подмосковье. А в пределах бетонного кольца площадь лесов уже составит 20%. То есть мы уже перешли границу, до которой территория может устойчиво развиваться с природной точки зрения. Кстати, в Европе за последние 10 лет площадь лесов увеличилась. И в Китае увеличилась. Там тратят на восстановление лесов большие деньги.

– Насколько успешно российские экологи защищают леса?

– За пределами столицы – ноль эффекта. В Москве протестным группам против вырубки скверов удавалось побеждать процентах в 15 случаев. Но для этого приходится браться за руки и говорить: «Не дадим рубить. Нам наплевать, что решение принято. Мы уничтожим технику». То, что сейчас называют экстремизмом.

Александр Колесничеснко

Комментарии наших читателей

Жанна, Мытищи 4410 дней назад в 20:14:36
Очень согласна с Яблоковым. Детям негде гулять... Все застроено и все продается по бешеным ценам. Уничтожают не только лес, но и народ. А сами в Лондон да на теплые острова.
Валя из Сибири 4409 дней назад в 11:04:15
Раньше люди зазря БОЯЛИСЬ валить деревья. Это приравнивалось к убийству человека. Надо было иметь вескую причину и читать специальную молитву и обязательно посадить молодое дерево.

Добавить комментарий

Ваше имя:
Сообщение:
Отправить

Март 2012

Специальное предложение

Наталья Желнорова

 

Читать книгу
Натальи Желноровой

"ГОРЕЛА ВРЕМЕНИ СВЕЧА" 
 

Читать книгу
Владимира Савакова и
Натальи Желноровой
"НОЧНОЙ ДИКТАНТ"

 

Читать книгу
Владимира из п.Михнево
"ТЫ ОТКРОВЕНИЯ УСЛЫШИШЬ
ИЗ ПОТАЕННОЙ ГЛУБИНЫ"

 

Дом-Усадьба Юрия Никулина открывает свои двери! 

 

РОССИЙСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНСТВО 


 

Если вы хотите оказать нам помощь в развитии сайта и нашей благотворительной деятельности - разместите наш баннер на вашей страничке!




Органайзер доброго человека

Вывезти на свежий воздух и весеннюю прогулку свою семью.
Пригласить в гости старого друга.
Позвонить маме и отцу.
Отдать книги, диски и игрушки многодетной семье.
Помочь безработному соседу устроиться на работу.
Поговорить о жизни с сыном.
Оплатить (хоть раз в год) квартиру бедного родственника.
Подарить жене цветы.
Подумать о своем здоровье.
Отдать давние долги.
Покормить птиц и бездомных собак.
Посочувствовать обиженному сослуживцу.
Поблагодарить дворника за уборку.
Завести дневник для записи своих умных мыслей.
Купить диск с хорошим добрым фильмом.
Позвонить своей любимой учительнице.
Поближе познакомиться с соседями.
Помолиться об умерших родных и друзьях.
Пожелать миру мира и любви!