ЛЮБИМИЦА СОВЕТСКОГО НАРОДА

За сто десять лет со дня рождения Любови Орловой никто не смог затмить ее славу, а при жизни популярность кинозвезды была феноменальной.
В стране надежд только она смогла стать символом девичьей победы над жизнью. Молочница Анюта, сельский почтальон Дуня или домработница Танька делается на экране и русской эстрадной примой, и американской звездой цирка Марион Диксон, и знаменитой ткачихой-стахановкой, и крупным ученым-физиком. Любовь Орлова с обаятельным озорством поющей кинозвезды воплотила на экране советскую сказку о Золушке, которая становится принцессой в стране труда и товарищей.

Это ведь она первой бодро и темпераментно пропела с экрана: «Здравствуй страна героев, страна мечтателей, страна ученых». Это она идеально воплотила партийный курс: кто был ничем, тот станет всем.

Но мало кто знает, что знаменитая замарашка Золушка, молочница, ткачиха, домработница, неграмотная крестьянка киноэкрана на самом деле была родом из легендарной дворянской семьи Орловых, из тех самых Орловых, среди которых и знаменитый фаворит великой Екатерины Григорий Орлов, что в ее жилах течет кровь святого крестителя Руси князя Владимира. Любочка Орлова получила прекрасное домашнее образование, уже в детстве свободно знала три языка, танцевала, играла на фортепьяно, скакала на лошади. Знаменитый граф и писатель, к тому же и близкий друг семьи подарил своей дальней родственнице книжку с надписью: «Любочке. Л. Толстой». У нее был прекрасный характер, гувернантки ее обожали. Она собиралась поступать в консерваторию, но революция 1917 года перечеркнула жирным крестом судьбу молодой графини.

Ей пришлось все начинать заново
И что же, обнищавшая в миг аристократка мужественно вступила в бой за новую жизнь... подмосковный Воскресенск, дом тетки в селе Сватово (бывшее имение матери), единственная кормилица - молочная корова. И сама Любочка в роли настоящей молочницы. Каждый вечер - дойка в хлеву, уборка навоза, а утром, ворочая тяжеленные бидоны голыми руками, она, запрягает лошадь и везет на подводе молоко в Москву на рынок.

Между прочим, мать считала, что все с ними случилось правильно - никаких графов быть не должно, вся власть у простых людей. Можно предположить, что Любовь Орлова была в душе такого же мнения – иначе бы ей никогда не стать любимицей советского народа.

Между тем молодая девушка упрямо добивалась того же, чего хотела еще до революции, она хотела жить только искусством, все-таки поступила в консерваторию, правда, ее не окончила, что ж, сдала экзамены в театральный техникум, на отделение хореографии, параллельно брала уроки драматического мастерства, а зарабатывала уже не продажей молока, а умением играть на рояле – стала тапером в кинотеатрах Москвы, где под легкую музычку шли тогдашние немые фильмы.

В решающем 1926 году ей исполнилось 24 года, дух Орловой окреп, душа закалилась и она расцвела редкой красотой молодой дворянки, попавшей в новые обстоятельства жизни. В ней появился шарм и шик. А в судьбу вошел первый мужчина ее судьбы – Андрей Берзин, заместитель Наркома земледелия, перспективный чиновник, входивший в узкую партийную и государственную элиту страны. Но в те годы близость к высшей власти была опасной профессией, уже через три года ее благополучный муж был арестован по делу Трудовой крестьянской партии, и Любовь Орлова вдруг вновь стала свободной женщиной. В тот год она была артисткой хора и кордебалета в Музыкальной студии при МХАТе, которой руководил Немирович-Данченко. Арест мужа не сломил дух лобастой красавицы. Она поспешила найти нового покровителя. Им стал некий Франц, австрийский бизнесмен, самая таинственная фигура в ее жизни. Гражданский брак актрисы готов был принять вполне официальную форму, если бы не встреча с главным человеком ее судьбы с Григорием Васильевичем Александровым.

Муза расцвета
В ту пору, кинорежиссер Александров, ученик Эйзенштейна, с которым вместе работал в Америке над фильмом «Да здравствует Мексика!», вернулся в Россию и искал главную героиню на роль в кинокомедии «Веселые ребята». Поиски шли давно и пока безуспешно. Александров искал не просто актрису, напарницу Леониду Утесову, он искал советскую голливудскую кинозвезду типа Лилиан Гиш или Мэри Пикфорд. Тут было недостаточно таланта, красоты, фигуры, он искал харизматическую артистку. И нашел!
А наводку ему дал художник Петр Вильямс, который посоветовал посмотреть дебютантку Любовь Орлову, каковая лихо исполняет свою первую главную роль, роль Периколы в одноименной оперетте Жака Оффенбаха. Александров последовал совету. Был чудесный весенний вечер, театр полон, ничто не предвещало полной перемены судьбы, и вдруг на сцену выпорхнула белокурая Анюта. Его мечта из неснятого фильма. Это была любовь с первого взгляда. Супруги говорили друг другу «вы» до конца жизни.
Чем же сумела покорить начинающая актриса тогдашнюю публику, Москву, Сталина и, в конце концов, весь народ? Думаю, она сформировала образ советской страны, Любовь Орлова была музой расцвета, верой в счастливое будущее, которое уже вот-вот, не за горами. Она трепетала на экране с той энергией, какой плещет на ветру в лучах солнца спортивное знамя. В ней тысячи советских людей, живущих тяжкой жизнью труда и невзгод, увидели главное – оказывается, интересы государства могут стать целью каждого человека.

«Веселые ребята». «Цирк». «Волга-Волга». «Светлый путь». «Весна».«Встреча на Эльбе»… вот звездный путь ее славы, золотая классика советского киноискусства, хиты времени.

Слава ее оставалась феноменальной
Но, в конце концов, репрессии и война разрушили светлый путь в будущее. Жизнь оказалась страшнее, чем можно было представить. И хотя по инерции оптимизм еще продолжал литься с экранов потоком зерна и водопадов Днепрогэса, актриса осталась одна со своим экранным счастьем и к началу 60-х годов оказалась чуть ли не на обочине киноискусства. Особенно горький провал ждал режиссера Александрова и актрису Орлову, мужа и жену в фильме «Русский сувенир». Она сыграла роль Барбары (Вари Комаровой), сыграла на внешних приемах, да и сам фильм оказался таким ходульным, устаревшим, пустым… к этим впечатлениям прибавилось неожиданное: Орлова перестала стареть, она выглядела неестественно молодо и – парадокс – эта моложавость была ей совсем не к лицу. Актриса бросила нешуточные силы на борьбу с возрастом. В нашей стране это было в новинку, до культа фитнеса и бадов было еще лет тридцать.

В следующем фильме «Скворец и Лира» (клубный показ) Орлова выглядела еще моложе,… фильм на экраны так и не вышел. Между тем слава ее оставалась феноменальной. Миллионы фотографий с ее прекрасной улыбкой украсили бедные квартиры. Кинозвезда продолжала излучать оптимизм и молча напевать те самые звонкие слова-лучи: «В своих дерзаниях всегда мы правы…»

Анатолий Королев

Комментарии наших читателей

Добавить комментарий

Ваше имя:
Сообщение:
Отправить

Февраль 2012

Специальное предложение

Юлия Маева

 

Читать книгу
Натальи Желноровой

"ГОРЕЛА ВРЕМЕНИ СВЕЧА" 
 

Читать книгу
Владимира Савакова и
Натальи Желноровой
"НОЧНОЙ ДИКТАНТ"

 

Читать книгу
Владимира из п.Михнево
"ТЫ ОТКРОВЕНИЯ УСЛЫШИШЬ
ИЗ ПОТАЕННОЙ ГЛУБИНЫ"

 

Дом-Усадьба Юрия Никулина открывает свои двери! 

 

РОССИЙСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНСТВО 


 

Если вы хотите оказать нам помощь в развитии сайта и нашей благотворительной деятельности - разместите наш баннер на вашей страничке!




Органайзер доброго человека

Вывезти на свежий воздух и весеннюю прогулку свою семью.
Пригласить в гости старого друга.
Позвонить маме и отцу.
Отдать книги, диски и игрушки многодетной семье.
Помочь безработному соседу устроиться на работу.
Поговорить о жизни с сыном.
Оплатить (хоть раз в год) квартиру бедного родственника.
Подарить жене цветы.
Подумать о своем здоровье.
Отдать давние долги.
Покормить птиц и бездомных собак.
Посочувствовать обиженному сослуживцу.
Поблагодарить дворника за уборку.
Завести дневник для записи своих умных мыслей.
Купить диск с хорошим добрым фильмом.
Позвонить своей любимой учительнице.
Поближе познакомиться с соседями.
Помолиться об умерших родных и друзьях.
Пожелать миру мира и любви!