НА "АФГАНСКИХ" ВСТРЕЧАХ ДО СИХ ПОР ПЛАЧУТ ВЗРОСЛЫЕ
Половина жизни, поделенная войной от и до. 23 года назад вернулись они, опаленные чужим горячим солнцем, чтобы помнить все подаренное им судьбой время здесь, "на гражданке", об Афгане. Помнить за нас, за своих детей и жен, за страну, не слишком жалующую их почестями. Только два года назад День памяти воинов-интернационалистов наконец приобрел официальный статус, когда в Федеральный закон "О днях воинской славы и памятных датах России" были внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2011 года. Теперь 15 февраля - День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества.
Слишком долгая и тяжелая была эта война. Через Афганистан прошли более полумиллиона воинов особого контингента советских войск. Общие потери нашей страны в этой девятилетней войне составили более 14 тысяч солдат и офицеров. Долгим и непростым стало и их возвращение домой. Далеко не всем, "попавшим однажды в мир войны", как поется в одной из многих песен, написанных "афганцами", до сих пор удалось вырваться из цепи тяжелейших снов, привыкнуть снова к "гражданке".
И вот, спустя 23 года, о них вспомнили и им отдают дань уважения и заслуженные почести не только в кулуарах районных обществ воинов-интернационалистов. Вчера в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе состоялось открытие уникальной выставки "Традициям подвига верны. Поcвещается советским воинам-интернационалистам в Афганистане. 1979 - 1989 годы". Здесь представлены документы, фотографии, образцы вооружения, снаряжения и боевой техники, личные вещи участников афганских событий. "Погибшие и живые, все, кто с достоинством и честью выполнял воинский долг в Афганистане, заслужили всенародную память и поддержку! Советский солдат в Афганистане противостоял продвижению сил международного терроризма к границам нашей Отчизны - и в этом состоит их великий подвиг", - говорится в анонсе выставки.
"О, шурави, спасибо!"
Да. Все так. И, к сожалению, мало кто помнит сегодня, что первое появление "русских" в Афгане было связано далеко не с военными действиями. Еще в середине 50-х в Афганистан приехали группы различных специалистов из СССР. Спросите простого афганца, на земельный надел которого подана вода, а в дом - свет и тепло, кишлак которого благодаря "бетонке" и мостам через пропасти приблизился к столице, цивилизации на расстояние часовой доступности, спросите у горца, чьих детей спас от смерти русский врач, спросите у многих других, близко соприкоснувшихся и с первой, и со второй волнами советского "нашествия" - и в глазах непременно заметите ласковый блеск: "О, шурави, спасибо!"
Шурави строили предприятия, прокладывали дороги, линии электропередач, перекидывали через речки и ущелья мосты: мирные заботы мирных людей. Могли ли тогда предполагать отцы, что через четверть века по их стопам придется пройти сыновьям, но уже с иной целью, и держать в руках они будут не мастерки каменщиков и молотки плотников, а автоматы. Но "сыновья" верили, что интернациональный долг, который, по велению Родины, они прибыли сюда исполнять, - не пустые слова, не ложь, не вранье, не политические игрища. Они верили... Иначе и быть не могло.
О чем, как не о необходимости помочь мирным людям, могли еще думать в тот момент безусые мальчишки, попавшие в мир войны из мирных домов великой и мощной державы?! Не о жестокости, мести, даже не о страхе за собственную жизнь. Нет.
Они, бывшие "афганцы", не любят говорить с "нами" о "своей" войне. Воевавшие дети невоевавших родителей, приехавшие в чужую страну из теплых квартир, домашнего уюта, познавали эти законы, еще слишком хорошо помня лица матерей и любимых. Каждый день шли на смерть, а, просыпаясь, не знали, что будет дальше.
Тогда нам рассказывали о героизме патриотов-афганцев, молодых бойцах республики, поднявшихся на защиту "революционных завоеваний". Еще немало было сообщений о советской помощи Афганистану - кредитами, техникой, продовольствием, о строительстве предприятий, дорог, ирригационных систем. О боевых действиях - скупо. Тотальный запрет на истину действовал безукоризненно практически во время всей афганской кампании.
Свидетельства о праве на льготы как участникам войны им стали вручать лишь спустя четыре года от начала войны. И, собственно, только тогда многие "афганцы" и познакомились друг с другом здесь, "на гражданке". Значительно позже пришли награды, почести, признание.
"Живите долго!"
Несколько лет назад в единственный Музей войны в Афганистане, созданный Клубом "Долг" в Перове, приезжали американские ветераны Вьетнама. Насмотревшись на отношение к "афганцам" со стороны властей, они были поражены... неизбалованностью наших ребят. Жаль, не видели они, как срывали с себя ордена вернувшиеся из Афгана мальчишки и топили их в Москва-реке, матеря тех, кто послал их на войну. Как брезгливо обходили прохожие спящего на лавочке в Парке Горького пьяного десантника. А у того - "Красная звезда" на груди и нашивка за тяжелое ранение. Не слышали они и того, как на "афганских" встречах до сих пор плачут взрослые, поседевшие мужчины, сжимая в руках пустой стакан, будто цевье автомата. Плачут от бессильной ярости, срываясь в крик: "Лучше бы меня тогда, чем теперь - каждый год на кладбище!".
"Живите долго!" - так приветствуют они друг друга на теперь уже нечастых встречах, а в День Победы считают своим долгом отдать честь и сказать именно эти слова каждому идущему навстречу ветерану Великой Отечественной. Каждый из тех, кто в мирное время перенес ради интересов родного государства тяготы и лишения войны, и по сей день живет воспоминаниями и болью своего боевого прошлого. Говорят, война кончается в тот день, когда умирает последний солдат, вернувшийся с нее.
- На "гражданке", после возвращения, нас воспринимали по-разному: и как героев, и как подлецов по локоть в крови, - говорит мой собеседник. - Общения катастрофически не хватало, а встречаться хотелось со своими, кто понимал все без лишних слов. Конечно, сейчас встречаемся реже. Но 15 февраля - всегда. Это день памяти. Это - только наше.
Наталия Покровская
|