ОНИ НЕ ИЗГОИ!
Снова и снова говорим о детях-сиротах. И самый больной вопрос в наше время, что делать выпускникам детских домов, волнует многих. Недавно состоялась конференция на эту тему, на которой высказала свое мнение Галина Владимировна Семья, доктор психологических наук, проректор Столичной финансово-гуманитарной академии, международный эксперт в области защиты прав детей.

В нашей стране самый сложный период в социальной адаптации выпускников пришелся на конец 90-х годов. Старый механизм рухнул вместе с социалистическим строем, а новый был еще не создан. В СССР интеграция детей-сирот была основана на плановой экономике и четких установках коммунистической системы: сирот принимали по разнарядкам во все учебные заведения, откуда их нельзя было отчислить; после в обязательном порядке трудоустраивали, и трудовой коллектив был в ответе за своих новых членов, в дальнейшем предоставлялось первоочередное жилье, и к годам 30-35 завершалась их успешная социальная интеграция.

Рыночная экономика позволила многим учебным учреждениям избавиться от тяжелого балласта в виде трудных подростков из числа детей-сирот. Таким образом, к началу 21-го века ситуация в стране была удручающей.
Сейчас в стране многое изменилось к лучшему – повсеместно стали появляться новые модели работы с этими выпускниками.

Эффект бумеранга
Основной проблемой для выпускников детских домов по-прежнему остается жилищная. У нас неплохое законодательство по выпускникам. Но практически все федеральные законы реализуются в Москве. Только в столице данная проблема полностью решается, тогда как в других регионах ждать квартиры сиротам приходится на протяжении многих лет. В среднем период ожидания жилья в России составляет 4,3 года. Однако ситуация разнится в зависимости от региона. Например, Москва сразу выделяет отдельные квартиры. Для молодых людей из других регионов очередь может растянуться на 10–15 лет. Надо сделать так, чтобы московский опыт распространился в регионах.
А местные власти эту проблему пытаются решить за счет временной прописки выпускников в общежитиях при колледжах, где они продолжают свое обучение. Невозможность предоставить жилье всем молодым людям привела к созданию блоков при детских домах, социальных гостиницах, группах независимого проживания.

Другая актуальная проблема – их трудоустройство: даже не сам поиск работы, а закрепление на рабочем месте. Выпускникам часто предлагают низкооплачиваемые и бесперспективные должности. Администрация учреждений и предприятий старается не брать выпускников из-за необходимости обеспечения их социальными гарантиями за свой счет и отсутствия налоговых льгот. Таким образом, возникает противоречие между усилиями государства по охране прав детей-сирот и проводимой экономической политикой.

С будущими выпускниками проводится работа по профессиональному ориентированию. Однако найти работу по специальности, которая нравится молодым людям, удается не всегда. Нет профессиональной ориентации, которая на самом деле позволит выбрать востребованную на рынке профессию. Нет работы, нет денег... И выясняется, что при устройстве на работу 90% не могут закрепиться при первом трудоустройстве.

Есть прекрасный закон, по которому дети-сироты могут дважды, а то и трижды поступать в ПТУ, осваивая профессию. Но получается так, что его часто используют для того, чтобы не выходить в самостоятельную жизнь.

Ежегодно из детских домов выпускается около 13 тысяч детей и только около 5% устраивается на работу. Практика показывает, что решить задачу профессионального образования в отрыве от решения жилищного вопроса невозможно. Многие законы имеют в ответ так называемый эффект бумеранга.

Нигде ничего не прописано


Многие законодательные проблемы могут быть решены при помощи технологии работы с выпускниками. В детских домах сейчас произошли существенные изменения. Объясняется это тем, что активно развивается семейная форма устройства и поэтому в детских домах резко изменился контингент детей. Это, прежде всего, дети подросткового возраста. Также ребята с ограниченными возможностями. Еще дети из многодетных семей - братьев и сестер стараются не разлучать. Они находятся вместе в одном учреждении. Есть еще одна категория семей, которая живет в детских домах. - это семьи, связанные с этнической принадлежностью. Выпускники из мест лишения свободы еще одна категория.

Вот четыре категории детей, которые сейчас живут в детском доме. Это все приводит к тому, что наш детский дом вынужден выполнять функции, которые не прописаны ни в каком положении, ни в каком уставе детского дома. Поэтому в настоящий момент мы вынуждены коренным образом менять специальную программу адаптации. Законодательством нигде не закреплена за детским домом подготовка к самостоятельной жизни. Есть опыт, но нет системы. Сейчас мы ее пытаемся отработать.

В Москве, наконец принят закон по опеке и патронажу, позволяющий детскому дому выполнять уполномоченную организацию по патронату, которая олицетворяет совсем по-другому их работу. Но нужны единые принципы по подготовке к самой жизни. Очень важно, чтобы для выпускника опережающим образом был создан социальный путь, по которому он пойдет. А люди должны быть готовы принять их. А то ведь получается, если что-то происходит, виноват всегда выпускник детского дома. Поэтому, самое главное, нужен путь наставничества.

У нас отработано все: и методические пособия, и подготовка кадров в детских домах. У сотрудников, много лет работающих в детских домах, уже не всегда складываются отношения с новыми категориями ребят. Поэтому нужно менять все коренным образом.

Адаптация еще хромает

В Москве на базе некоторых детских домов есть собственные центры. Например, центр «Маленькая мама» патронирует молодых мам-выпускниц. Так вот, среди их подопечных очень мало кто отказывается от детей. Здесь не только учат, как пеленать и кормить ребенка, но и объясняют, что с ним надо разговаривать, петь ему колыбельные, а не относиться к нему как к кукле.

В последние годы создаются такие центры и на региональном уровне. Мне очень нравится проект в Северной Осетии – это сопровождение детей-сирот он-лайн. Их основная задача — помочь выпускникам адаптироваться к самостоятельной жизни, создать и сохранить свою семью.
Разные опыты нужно передавать. Не должен каждый детский дом разрабатывать все заново. А должен через специальную сеть распространяться для всех.

На данный момент отсутствует единый государственный стандарт, по которому было бы можно реализовывать программы помощи и поддержки выпускников, закон, который бы регламентировал деятельность ответственных лиц за качественную адаптацию. А ФЗ «О дополнительных социальных гарантиях детей-сирот и оставшихся без попечительства» от 1996 года, не отражает реалий. К примеру, многие дети не получают жилье, потому что органы местного самоуправления не выполняют 159 ФЗ. Ответственность за неисполнение фактически отсутствует, часто ответственного лица просто нет, или он выполняет свои обязанности только по сигналу. На сегодняшний день ее инфраструктура только формируется. Не существует ни единой общепринятой терминологии, ни нормативных документов по созданию моделей учреждений постинтернатной адаптации.

Хромает и подготовка кадров в детских домах, ответственных за подготовку сирот к взрослой жизни - фактически нет специалистов, которые могли бы выполнить этот социальный заказ. Нельзя сказать, что как таковая система адаптации отсутствует, но она могла бы быть еще лучше, еще качественнее и эффективнее. И хотелось бы, чтобы адаптация детей-сирот происходила не так болезненно, как это часто бывает, чтобы выпускники детских домов становились полноценными гражданами общества. Чтобы на них не смотрели как на изгоев, а видели в них людей.

Дарья Желнорович

Комментарии наших читателей

Ксения Ивановна, Чита 4552 дня назад в 09:47:29
Полноценными гражданами выпускники детских домов станут тогда, когда местные власти перестанут обворовывать их и не будут к ним относиться не как к изгоям. А так все предлагаемые методики превращаются в пустые слова.
Алексей, Калининград 4551 день назад в 10:01:21
Да, у нас все пристойно только в Москве. А на необъятных российских просторах почти все детские дома находятся в ужасающем состоянии. И правительство ничего не делает для их улучшения. А ведь престиж страны - это не только Сколково и Олимпиада, это, чтобы вообще не было детских домов или хотя бы, чтобы они были такими, как в Москве.

Добавить комментарий

Ваше имя:
Сообщение:
Отправить

Октябрь 2011

 

Читать книгу
Натальи Желноровой

"ГОРЕЛА ВРЕМЕНИ СВЕЧА" 
 

Читать книгу
Владимира Савакова и
Натальи Желноровой
"НОЧНОЙ ДИКТАНТ"

 

Читать книгу
Владимира из п.Михнево
"ТЫ ОТКРОВЕНИЯ УСЛЫШИШЬ
ИЗ ПОТАЕННОЙ ГЛУБИНЫ"

 

Дом-Усадьба Юрия Никулина открывает свои двери! 

 

РОССИЙСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНСТВО 


 

Если вы хотите оказать нам помощь в развитии сайта и нашей благотворительной деятельности - разместите наш баннер на вашей страничке!




Органайзер доброго человека

Вывезти на свежий воздух и весеннюю прогулку свою семью.
Пригласить в гости старого друга.
Позвонить маме и отцу.
Отдать книги, диски и игрушки многодетной семье.
Помочь безработному соседу устроиться на работу.
Поговорить о жизни с сыном.
Оплатить (хоть раз в год) квартиру бедного родственника.
Подарить жене цветы.
Подумать о своем здоровье.
Отдать давние долги.
Покормить птиц и бездомных собак.
Посочувствовать обиженному сослуживцу.
Поблагодарить дворника за уборку.
Завести дневник для записи своих умных мыслей.
Купить диск с хорошим добрым фильмом.
Позвонить своей любимой учительнице.
Поближе познакомиться с соседями.
Помолиться об умерших родных и друзьях.
Пожелать миру мира и любви!