БОЛЬШОЙ БИЗНЕС ДУХОВНОСТИ НЕ МЕШАЕТ
В белорусском поселке Бычиха состоялось событие отнюдь не поселкового масштаба. В мало кому известный населенный пункт приехала церковная делегация во главе с митрополитом Минским Филаретом, Экзархом всея Беларуси. Глава Белорусской православной церкви приехал в Бычиху с поистине исторической для этой земли целью — освятить храм в честь великомученицы Анастасии Узорешительницы, первый православный храм в истории поселка, который появился благодаря Анастасии Оситис, президенту крупного российского холдинга, известному православному меценату.
Путь к Богу
Анастасия Оситис — уроженка Бычихи. Местные старожилы помнят ее еще девочкой. Помнят здесь и ее родителей, Петра и Антонину Гончаровых. В их многодетной семье воспитывалось шестеро детей. Анастасия была средним ребенком. С ранних лет дети Гончаровых были приучены к самостоятельности. Отец и мать все время пропадали на работе. Забота о младших детях, дом и хозяйство были возложены на старших детей. В Бычихе до сих пор помнят трудолюбивых и любознательных детей Петра и Антонины Гончаровых. После школы все они получили высшее образование. Некоторые получили по два. У Анастасии Петровны — несколько дипломов. Она инженер связи, управленец, доктор философии.
Кроме трудолюбия и любви к знаниям, Анастасию от многих советских детей и подростков отличала ее набожность.
Она рассказывает о своем пути к Богу:
"Так по моей жизни шло, что я, наверное, о другой вере, кроме православной, и не думала. Я родилась в Белоруссии, которая на то время была самой безбожной страной. В тот период, когда я окончила школу в 1966 году, гонения были и на Церковь, и на верующих. Священников не было. О православии, о духовности вообще ничего нельзя было говорить. А если кто и говорил, то мог за свои слова пострадать. В Белоруссии ближайшая церковь была за сто верст от того места, где мы жили. Ездили только в Россию тайком. Потому что традиции, обычаи православия у нас в семье сохранились каким-то образом. Мы праздновали Пасху, Рождество, пытались освящать куличи. Когда родилась дочь в 1971 году, мы тоже крестили ее в России".
Православный меценат
Первое настоящее знакомство с религиозной традицией у Анастасии Петровны произошло в Эстонии. По распределению она попала работать в эстонский город Кохтла-Ярве. Там она впервые увидела настоящую церковную жизнь: "Чем было хорошо в Эстонии — там не закрывались храмы. Люди были верующие. Православные храмы в Эстонии были, но мы мало ходили в них. Больше ходили как на экскурсии — службы посещали нерегулярно. А эстонцы, которые работали с нами, постоянно ходили, молились, рассказывали нам о вере, мы их слушали. Но в то время мы еще не пришли к вере, не привязались. Это произошло гораздо позже, в конце 80-х годов. Тогда в СССР хлынуло большое количество иностранцев, относительно культурной программы у них была только просьба посетить Елоховскую церковь и Троице-Сергиеву лавру. Я поняла, что их тянет к чему-то такому, что для нас было закрыто".
В конце 80-х Анастасия Гончарова уже была Анастасией Оситис, заслуженным работником связи. Потом пришло непростое время 90-х годов. Именно тогда Анастасия Петровна, президент одной крупной телекоммуникационной компании, стала православным меценатом. "Нас приглашали в попечительские советы, чтобы возрождать веру и храмы. Мы вначале неосознанно начали помогать. Мы видели разрушение, бездуховность, безнравственность. В тот момент как-то очень быстро все забыли "Моральный кодекс строителей коммунизма", где должна была быть нравственность, порядочность. За короткий период пошел переворот. Люди поменялись резко. Их отпустили, и нужно было что-то делать. И постепенно мы приходили к вере, постепенно понимали, что все, что дано — это дано Богом".
Позже Анастасия Петровна Оситис стала руководить православным благотворительным фондом Константина и Елены. Этот фонд стал известен благодаря поддержке храмовому строительству и церковной реставрации. "Меня спрашивали, почему мы занимаемся храмами. Только через храм человек может прийти к Богу, связаться с Богом, только с помощью священника. Сам он никогда не дойдет. Он будет считать, что он очень добрый, очень хороший, но только священник может ему помочь, и только в храме человек может получить благодать, связаться с Богом, ощутить эту полноту. И хотелось какую-то частичку вложить, чтобы скорее православие возродилось. Быть может, тогда не будет такой безнравственности, обмана, стольких убийств, сколько происходило в 1990-х ".
Усилиями Анастасии Оситис было построено 70 храмов в самых разных православных епархиях. Строили везде: и в Израиле, и в Москве, и по всей России, в Белоруссии, на Украине. В общем, география большая.
Анастасия Петровна сказала: "Большой бизнес духовности не мешает. На Руси храмы в основном строили помещики, князья, люди состоятельные. Мы должны брать опыт из прошлого. Ничего нового здесь не произошло. Было просто 70 лет безбожия как пауза в духовной жизни".
Артур Приймак
|