КУХАРКИНЫ ДЕТИ

Его не надо представлять. Роли и фильмы говорят за него лучше, чем он сам. «Меня зовут Арлекино», «Весьегонская волчица», «День выборов», «Господа офицеры: спасти императора», «Next». Много курит, иногда задумывается над ответом. Олег ФОМИН, пожалуй, самый непредсказуемый и парадоксальный современный режиссер.

– Ваш фильм «День выборов» вышел в 2007 году, спустя 4 года после отмены всенародных выборов губернаторов. Нет желания снять продолжение: «День выборов-2. Выбор тандема»?

– Нет. Продолжения делают от бедности и отсутствия фантазии. У меня есть сценарии, истории, которые я хотел бы снять. «День выборов» был интересен, потому что в 90-е годы я работал в качестве режиссера на предвыборную кампанию Виктора Черномырдина «Наш дом - Россия». Снимал всех видных членов партии НДР: Беляева, Травкина, Михалкова, Рохлина. В течение нескольких месяцев видел Белый дом изнутри. Бывал на дачах, в том числе у Виктора Степановича, слышал переговоры, диалоги.

Это было очень любопытно. Я бы никогда не увидел, как работают эти структуры изнутри, как они называют друг друга. То, что недоступно простому обывателю. И это самое интересное. Мы же видим только обложку, а самое интересное за кадром.

– Что вам пригодилось из этого предвыборного опыта?

– Конкретного – ничего. Только дух, атмосфера. Нелепости, которые подглядел. И это было бы очень смешно, если бы это не был Белый дом, правительство нашей страны, коленопреклоненные так называемые звезды. На одной из встреч Черномырдина с творческой интеллигенцией на столах стояло великое множество пепельниц. Люди в большинстве своем собрались курящие. Но всех предупреждали: «Виктор Степанович не курит». И все – заслуженные, народные – терпели.

А вот нужны ли вновь выборы, не знаю – я вне политики. В картине прекрасная финальная песня: «А еще просил казак правды для народа, будет правда на земле – будет и свобода». На фоне Кремля такая «оппозиционная» песня. В общем – мы заслуживаем то, что имеем.

– Когда смотришь современное кино, понимаешь, что режиссер сэкономил на консультантах. Особенно когда это касается военной темы. Вроде на экране война уже не первый день идет, а солдаты как будто только что из бани вышли. У вас есть военные сценарии в работе?

– Да, лежит сценарий, который написал офицер, воевавший в Южной Осетии. История не про войну как таковую. Она про человека, про офицеров в очень тяжелых обстоятельствах. Там и мирная жизнь, и война. Клубок. Нет четких положительных и отрицательных героев. Есть жизнь, судьба. И все ее разделяют. Прежде чем снимать, я буду встречаться с теми, кто там был, выяснять все до минуты. В группе обязательно будут профессиональные военные консультанты.

И еще один «секрет» – надо искренним быть. Если разучишься сопереживать, плакать, смеяться, то придет конец и твоему кино.

– По тону я чувствую, что тема войны вам близка?

– Я вырос в Грозном. Помню, как моя тетя всю первую чеченскую войну просидела в подвале. Потом мы забрали ее домой в Тамбов. Она долго молчала. За неделю я ни одной реплики от нее не услышал. Ни одного слова. Она сидела с нами за столом и молчала. И в один вечер вдруг – мы начали говорить про желания, я даже вздрогнул – она сказала: «У меня одно желание осталось: мне нужен автомат Калашникова и Ельцин напротив!» Она, пожилая женщина, сказала это так страшно, что я не хотел бы быть на месте Ельцина, если бы ее желание сбылось.

В детстве пытался расспрашивать свою бабушку, которая прошла пытки в гестапо, а затем Освенцим и Дахау. Сведенный след от номера узника остался на руке. Клещами из нее вытаскивал – как это было? Она с большим трудом отвечала. Когда люди начинают рассказывать в красках о войне – не верю.

– Становится модным говорить, что цензура спасет нас от вранья и насилия на экране. Согласны?

– Сейчас нет нормальной редактуры. А цензура живет. Никуда не исчезла. В головах осталось: держать и не пущать. Особенно у тех людей, которые выделяют деньги на кино. Иногда приходишь в шок от тех вещей, которые они тебе диктуют. Цензура даже не денег, а воинствующей бездарности и непрофессионализма, возведенная в культ. При этом деньги попадают в руки людей, очень далеких от кино, от профессии. Они набирают исполнителей буквально по объявлению и шлепают то, что даже продуктом назвать нельзя. При этом кричат: «Мы на этом зарабатываем, мы же продюсеры!» Им не нужны хорошие режиссеры или актеры.

Такой воинствующий непрофессионализм – не только в кино. Он вокруг, в жизни. У нас в каждом начальнике сидит пресловутая «кухарка», которая знает, как управлять государством.
Но есть и люди, которые дают деньги на заведомо некоммерческие фильмы. Один из таких мне сказал: «Хочу, чтобы после меня что-то осталось, не только особняки, дачи и машины».

Есть термин – «художественное кино». Есть термин – «документальное кино». И не надо придумывать новых терминов. Их столько уже напридумывали: лакейское кино, продюсеры. Засорили все. Кино должно быть просто художественное. Но музыка денег сейчас забивает все остальное.

– А вы с деньгами как?

– Их всегда будет не хватать. Например, нет денег, чтобы снять кино о Южной Осетии. Главное, чтобы ты управлял деньгами, а не они тобой. Если они становятся смыслом жизни, то это бездарно прожитая жизнь.

– Вы снимались практически внутри волчьей стаи в «Весьегонской волчице».

– Было интересно себя проверить. Ведь с животными, тем более дикими, нельзя допускать лжи на уровне подсознания. В жизни, благодаря профессии, можешь иногда слукавить. А тут – нереально, потому что тебя не понимают, а чувствуют. Если друг – то на всю жизнь. Если враг – тоже навсегда. И ты становишься членом стаи, занимаешь место в иерархии. Та же волчица – как вор в законе. Она решает – кого миловать, кого карать.

Я со съемок возвращался, как после сеанса психотерапии. Весь день без алкоголя, почти без сигарет, как Маугли, как растение в хорошем смысле слова. Только природа и волки. Потом приезжаешь в город, и тебе неинтересно. Хочется обратно. После этого фильма я практически перестал посещать тусовки, лишний раз хлопотать лицом ради пиара.

Александр Чуйков

Комментарии наших читателей

Добавить комментарий

Ваше имя:
Сообщение:
Отправить

Сентябрь 2011

Специальное предложение

В.С и Наталья Желнорова

 

Читать книгу
Натальи Желноровой

"ГОРЕЛА ВРЕМЕНИ СВЕЧА" 
 

Читать книгу
Владимира Савакова и
Натальи Желноровой
"НОЧНОЙ ДИКТАНТ"

 

Читать книгу
Владимира из п.Михнево
"ТЫ ОТКРОВЕНИЯ УСЛЫШИШЬ
ИЗ ПОТАЕННОЙ ГЛУБИНЫ"

 

Дом-Усадьба Юрия Никулина открывает свои двери! 

 

РОССИЙСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНСТВО 


 

Если вы хотите оказать нам помощь в развитии сайта и нашей благотворительной деятельности - разместите наш баннер на вашей страничке!




Органайзер доброго человека

Вывезти на свежий воздух и весеннюю прогулку свою семью.
Пригласить в гости старого друга.
Позвонить маме и отцу.
Отдать книги, диски и игрушки многодетной семье.
Помочь безработному соседу устроиться на работу.
Поговорить о жизни с сыном.
Оплатить (хоть раз в год) квартиру бедного родственника.
Подарить жене цветы.
Подумать о своем здоровье.
Отдать давние долги.
Покормить птиц и бездомных собак.
Посочувствовать обиженному сослуживцу.
Поблагодарить дворника за уборку.
Завести дневник для записи своих умных мыслей.
Купить диск с хорошим добрым фильмом.
Позвонить своей любимой учительнице.
Поближе познакомиться с соседями.
Помолиться об умерших родных и друзьях.
Пожелать миру мира и любви!