ОНА БЕСКОНЕЧНО ТВОРИЛА ДОБРО! 


Сто лет назад родилась выдающаяся эстрадная актриса Мария Владимировна Миронова.


14 января юбилей народной артистки СССР и уникальной женщины отметят в Колонном зале Дома союзов. Именно на эту сцену в феврале 1928-го юная Маша впервые вышла с сольным концертным номером... Она прожила 86 лет, потеряла мужа - "худрука" своей жизни Александра Менакера и единственного сына - любимого целой страной Андрея. Что помогло ей выстоять под ударами судьбы? Об этом Елена Ямпольская побеседовала с Татьяной Егоровой, бывшей актрисой Театра Сатиры, автором книги "Андрей Миронов и я".


- Таня, так или иначе с этой семьей связана практически вся твоя жизнь. А когда ты впервые узнала о существовании Марии Мироновой?


- Как все мои ровесники - едва ли не с рождения. Помню себя лет в пять или в шесть - как я бежала по коридору коммунальной квартиры и кричала: "Включайте скорее радио! Миронова и Менакер!". У нас в комнате уже сидело человек семь ребят, репродуктор на полную мощь и хохот стоял дикий. Хотя что мы понимали? Толком ничего. У них с Менакером основной темой была семья: муж, жена, воспитание ребенка, школа...


- Это еще и интонационно невероятно смешно - вне зависимости от смысла.


- Поэтому Марию Владимировну и узнавал на улицах каждый второй - даже в те времена, когда телевидение оставалось редкостью.


- Под конец жизни она говорила: "Я популярна в двух местах - на Ваганьковском кладбище и на Даниловском рынке"...


- Тогда началась вторая волна славы - с горьким привкусом. Стали мешками приходить письма на адрес "Москва, Кремль, матери Андрея Миронова". В Кремль ее действительно часто приглашали - на разные приемы. Однажды она показывает мне фотографию: сидит, вся такая торжественная, гордая, в Грановитой палате. Я говорю: "Мария Владимировна, вы просто Иван Грозный!". Через несколько дней она - как бы между прочим: "Таня, а вы знаете, что наш род восходит к Ивану Грозному?". Я говорю: "Судя по вашему характеру - наверняка". Ну, ребенок. Душа ребенка, а ум государственный. Когда ее спрашивали: "Мария Владимировна, что надо сделать в России, в первую очередь?". Она отвечала: "Все помыть. Окна, двери, полы, посуду - чтобы блестела. Тогда мы начнем жить по-другому".


- Она знала в лицо и поименно всех политиков новой России и имела личную точку зрения по любому вопросу. До сих пор помню, как она припечатывала: "Наши экономисты с кроткими лицами эпохи Возрождения..." Или про депутатов в Думе: "Почему они воздерживаются? Воздержание полезно при совершенно иных обстоятельствах...".


- Такого масштаба личность - государственного. Я ее называла "Эпоха Владимировна". Как-то в детстве она гуляла с родителями в Сокольниках. Это был 1915 год, шла Первая мировая война. Там же гуляла царица Александра Федоровна со своими дочерьми. У императрицы на шее висел ящичек для пожертвований в пользу раненых. Отец дал Маше золотой, она подбежала, на цыпочки встает, но никак не достанет до этого ящичка. И тогда Александра Федоровна перед ней нагнулась, чтобы та смогла опустить денежку. Так Мария Владимировна начинала жизнь - ей кланялись коронованные особы.


Потом, уже после Великой Отечественной, она придумала такой почин - играть эстрадные концерты для детей, у которых погибли родители. Актеры выступали бесплатно, а весь сбор шел сиротам. И Сталин прислал ей с нарочным благодарственную грамоту. Она ее повесила на стену. 


В 90-е годы Мария Владимировна была председателем Общественного совета московского Дома актера и очень много для него сделала. Именно она выбила огромное здание на Арбате - бывший Минкульт СССР, когда старый дом на Тверской сгорел. Прошло немного времени - и на такую роскошную площадь, конечно, нашлись другие желающие. Что делать? Катастрофа. А тут очередная встреча с творческой интеллигенцией в Кремле. Мария Владимировна стоит на улице и видит: неподалеку Ельцин в окружении охраны. Она маленькая была - им всем по карман, но очень хваткая. А хваткий характер - это судьба. Она тихонечко подошла, сделала ручки "лодочкой" и между здоровыми мужиками пронырнула к Борису Николаевичу. Наверное, кому-то другому они бы не позволили, а ее пропустили. Она смотрит снизу вверх и говорит: "Борис Николаевич, отняли ведь у нас Дом актера. Это не по-людски". Он сказал: "Ну, приходите ко мне". Она пришла в назначенное время и сидела до трех часов ночи в приемной, дожидаясь, пока он не подписал окончательный указ о передаче здания.


- Ты прекрасно знала и мать, и сына Мироновых. На твой взгляд, Андрей был похож на Марию Владимировну по человеческим качествам? Или это полные противоположности?


- По человеческим качествам он был похож на Менакера. Тонкий, мягкий. У Марии Владимировны корни купеческие и крестьянские. Каждое лето она ездила отдыхать в деревню Старое Березово Тамбовской губернии, к своей тетке Анне Ивановне, которая учительствовала до конца жизни. А прожила она больше ста лет и умерла, потому что, спускаясь в погреб, упала и повредила позвоночник... Стиль Марии Владимировны - оттуда, от деревенского корня.


- Лубочный.


- Да. А Менакер был представителем классического стиля, петербургского. Поэтому она собирала расписных петухов, вятские игрушки, а он - фарфор и гравюры. Последняя книга, которую он читал перед смертью, - воспоминания Бенуа. 


- На столе у Марии Владимировны такую книгу трудно представить.


- У нее, скорее, Голсуорси - "Сага о Форсайтах". И газеты, журналы в огромных количествах. 


- Как они вообще сошлись - столь разные люди?


- Это любовь. Она - красивая, крепкая, яркая, ведьма голубоглазая. А Менакер был самый веселый человек на свете. Остроумный, смешливый - Андрей эти качества у него перенял... Почему я в итоге оказалась рядом с Марией Владимировной? Вот - как мне кажется. 


- Андрей тоже был верующим человеком, как родители?


- Он говорил: "Я боюсь Бога, маму и Ольгу Александровну Аросеву". Не могу сказать, что он ходил в церковь. Но он верил в Бога, он знал, что есть Бог. Все по-разному верят, главное - чтобы был внутри какой-то камертон, который определяет: вот это можно делать, а этого нельзя. 


Я недавно нашла книжечку - подборку Андрюшиных интервью. Он такой мрачный... Говорит: "А дальше будет только хуже". Какие-то у него были предчувствия. Он часто повторял: "Танечка, я умру раньше тебя". Конечно, его изводила болезнь - фурункулез по всему телу. Надо было все бросить, отдохнуть, почистить организм, подумать о своей жизни. Но ему только Менакер и я говорили: "Отдохни, нельзя столько работать".


- А Мария Владимировна?


- Она почему-то предпочитала этого не замечать. Хотя любила его до потери сознания. Я думаю, тут причина в натуре. Менакер был не очень крепкой конституции человек, и Андрей в него. А Мария Владимировна была здоровяк. Она просто не понимала, как может быть по-другому. Ей все болезни казались несерьезными. А свое душевное состояние Андрей от нее скрывал. Откровенничать мог с отцом, но не с матерью. Надо еще учитывать, что в детстве он, в основном, жил с няней. Сначала война - у родителей фронтовые концерты. Ты же знаешь, как Мария Владимировна под Москвой в двух шагах от немецких окопов выступала, а потом шла в землянку и провалилась в болото. А кричать нельзя. Какой-то солдат ее вытащил - правда, уже без сапог, сапоги в болоте остались... Ну, и потом все время приходилось ездить, деньги зарабатывать. Миронова и Менакер богатыми людьми не были. Свою первую норковую шубу Мария Владимировна купила уже после смерти Андрея, на старости лет.


- Ты говоришь, она часто спрашивала: "За что мне это?". По-твоему, ей удалось хоть как-нибудь ответить на этот вопрос?


- У нее было земное, практическое мышление. Например, ее страшно мучило: "Кому я все это оставлю?!". Многое она продала - чтобы поставить памятник на могиле, оплатить барельеф Андрюшин на доме в Рахмановском переулке, где он вырос. Революционный фарфор, который собирал Менакер, она отдала в Музей декоративно-прикладного искусства. Квартиру - Бахрушинскому. Официально там теперь мемориальная квартира Мироновой и Менакера, но на их дом это совершенно не похоже.


- Однако проблема "кому оставить" не была же главной.


- Но она была мучительной.


- И все-таки, на твой взгляд, за счет чего Миронова выжила после таких катастрофических потерь?


- Олег Табаков пригласил ее к себе в театр. Она стала выходить на сцену. Кроме того, она вела безумную, мощную деятельность. Скажем, сидим на кухне. Звонок. Какая-то женщина из Чебоксар, незнакомая. Заболел ребенок, нужно устроить в больницу. Мария Владимировна начинает действовать. Обращается к знакомым, звонит врачу. Потом набирает номер в Чебоксарах, говорит: "Можете приезжать". Она бесконечно творила добро. 


Конечно, ее поддерживало постоянное внимание прессы, телевидения. Она уставала, но чувствовала, что небезразлична людям. Дней за десять до ее смерти приехал Караулов брать интервью. Спрашивает: "Мария Владимировна, скажите, что сейчас должен сделать русский народ?". Она отвечает: "Напрячь совесть". Прямо как философ Ильин. Она стала мыслителем под конец жизни. 


Елена Ямпольская

Комментарии наших читателей

Дмитрий Чуйков, Москва 4822 дня назад в 14:41:09
Мощная семья. Как дубрава -настолько они сильные. Все ушли -вечная им память и наша благодарность за из любовь и труды. Они не пропали даром. %)
Нэт 3962 дня назад в 16:42:11
Татьяночка Егорова, если Вы читаете это, дай бог Вам счастья, здоровья, успехов на писательском поприще. Я Вас обожаю (это значит обожествляю), как обожал Вас Андрей. И верю, что и Мария Владимировна полюбила Вас и оценила, наконец.Как жаль, что она это сделала слишком, слишком поздно! Всё могло бы сложиться удачно, если бы,если бы, если бы...
Правда 3867 дней назад в 13:44:19
Татьяна Егорова, Ваши завистники и недруги всюду твердят о том , что Вы сумасшедшая и компрометировали всю жизнь Андрея Миронова. Я им не верю. Лариса Голубкина его не компрометировала, она им вообще не интересовалась, где он и что с ним. А Ваш компромат означает только то, что Вы его любили и хотели знать всё, что с ним происходит, то есть были не равнодушны. Не зря же он просил Вас написать книгу, прекрасно сознавая то, что Вы всё о нём знаете. Только это помогло Вам описать Андрея так реально, так живо, да и Марию Владимировну тоже. Так что без этого компромата не было бы такой замечательной, такой правдивой, такой талантливой книги. Пусть кричат завистники, мы знаем как Вы любили его, а он Вас. Браво!!!
Интуиция 3653 дня назад в 12:21:07
Спасибо Татьяне Егоровой за книгу.Просто БОЛЬШОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СПАСИБО! Книга написана с такой любовью к Мироновым, просто поразительно.Они были не справедливы к Вам, а Вы оказались выше этого, восхищаюсь!
Говорят много нелестного в Ваш адрес, но всё это зависть, они завидуют любви и таланту замечательной женщины!

Добавить комментарий

Ваше имя:
Сообщение:
Отправить

Январь 2011

Специальное предложение

В.С и Наталья Желнорова

 

Читать книгу
Натальи Желноровой

"ГОРЕЛА ВРЕМЕНИ СВЕЧА" 
 

Читать книгу
Владимира Савакова и
Натальи Желноровой
"НОЧНОЙ ДИКТАНТ"

 

Читать книгу
Владимира из п.Михнево
"ТЫ ОТКРОВЕНИЯ УСЛЫШИШЬ
ИЗ ПОТАЕННОЙ ГЛУБИНЫ"

 

Дом-Усадьба Юрия Никулина открывает свои двери! 

 

РОССИЙСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНСТВО 


 

Если вы хотите оказать нам помощь в развитии сайта и нашей благотворительной деятельности - разместите наш баннер на вашей страничке!




Органайзер доброго человека

Вывезти на свежий воздух и весеннюю прогулку свою семью.
Пригласить в гости старого друга.
Позвонить маме и отцу.
Отдать книги, диски и игрушки многодетной семье.
Помочь безработному соседу устроиться на работу.
Поговорить о жизни с сыном.
Оплатить (хоть раз в год) квартиру бедного родственника.
Подарить жене цветы.
Подумать о своем здоровье.
Отдать давние долги.
Покормить птиц и бездомных собак.
Посочувствовать обиженному сослуживцу.
Поблагодарить дворника за уборку.
Завести дневник для записи своих умных мыслей.
Купить диск с хорошим добрым фильмом.
Позвонить своей любимой учительнице.
Поближе познакомиться с соседями.
Помолиться об умерших родных и друзьях.
Пожелать миру мира и любви!